Возрождение казачьих традиций в современной России

Тема: Казачество на переломе исторических эпох.

Лекция № 9

К началу Гражданской войны на Кубани числилось 196 тысяч казачьих хозяйств - около миллиона человек. По сравнению с крестьянами Центральной России ку­банский казак был более зажиточным, т. к. имел в сво­ём пользовании больше земли. Главное - земля у него по своему качеству была одной из лучших в России. Но своё земельное благополучие казак оплачивал каждодневной боеготовностью, более массовым, нежели крестьяне и ра­бочие, участием в войнах Российской империи.

Только на фронтах Первой мировой войны кубанские казаки потеряли к 1917 г. убитыми и ранеными около 26 тыс. человек. Гражданская война нанесла непопра­вимый урон Кубанскому казачеству. Часть казаков по­гибла в братоубийственной борьбе, часть эмигрировала. Оставшиеся признали советскую власть. Но были и те, кто продолжал с ней партизанскую войну, скрываясь в плавнях и лесах. Их называли бело-зелёными.

Началом репрессивных актов в отношении казачества принято считать циркулярное письмо ЦК РКП(б) от 24.01.1919г., подписанное Я.М.Свердловым. В нем приказывалось провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно и провести беспощадный массовый террор ко всем казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью. Кроме того, письмо давало необъятное поле для произвола тем, что позволяло «…применять все меры, дающие гарантию от каких-либо попыток к выступлениям против Советской власти…». Далее репрессии проявлялись в массовом насильственном переселении казаков за пределы казачьих земель, упразднении территориально-войсковых образований, перекраивании границ казачьих краев и областей, политике клеветы на казачество. Ударом по остаткам казачества стала сплошная коллективизация.

В 1921 г. Всероссийский Центральный исполнитель­ный комитет — высший орган советской власти в стра­не - издал указ об амнистии белоказаков и казачьих эми­грантов. Несколько тысяч казаков с надеждой на лучшую жизнь вернулись из-за рубежа на Кубань. Казалось, на­дежды себя оправдывали. В 1925 г. большевистское ру­ководство признало ошибочным свою антиказачью поли­тику. Было объявлено: надо учитывать традиции казаче­ства, вовлекать казаков к работе в новых органах власти, представлять детям казаков возможности для получения образования. Краевая власть сообщала, что «казак может оставаться казаком со всеми своими привычками, носить ту или иную одежду, то или иное холодное оружие, может петь свои вольные песни, собираться на традиционные ве­черинки, оказывать почёт старикам...»

В 1927 г. на­чинается новый этап расказачивания. Арестам подверга­ются бывшие белоказаки и эмигранты. Число их возрас­тает по мере ускоренного создания колхозов. Привыкшие к единоличному хозяйствованию многие казаки, особенно зажиточные, не хотели отдавать свой скот и технику кол­хозам, работать в коллективных артелях. Таких называли кулаками. У них отнимали имущество, выселяли за преде­лы края. Проявлявших сопротивление расстреливали.

Станицы, которые не выполняли планов хлебозагото­вок, заносились на так называемые «чёрные доски». В эти станицы не подвозили промышленные товары, станич­никам запрещали вывозить продукты. Проводились обы­ски хозяйств. Обнаруженное зерно изымалось. Хозяев подвергали аресту. Первыми «чернодосочными» станица­ми на Кубани стали Новорождественская, Темиргоевская и Медвёдовская. Один из руководителей большевистской партии Л. М. Каганович напомнил кубанским казакам о судьбе терских казаков, которых в 1921 г. выселяли из родных станиц.

Вскоре его угроза стала осуществляться. Было при­нято решение о выселении казаков станицы Полтавской. В ней было введено военное положение. В станице оста­лось всего 600 хозяйств - 3500 семей были выселены на Север. В опустевшие дома заселяли красноармейцев, ста­ницу переименовали в Красноармейскую.

Настала очередь станицы Медвёдовской. Из неё выселили 888 семей, более 1000 медвёдовцев арестовали, 150 человек расстреляли. Затем последовали выселения казаков из Урупской, переименованной в Советскую, и Уманской, ставшей Ленинградской. Не избежали злой участи и другие станицы. Всего с территории Кубани было выселено в северные рай­оны Зауралья более 60 тысяч человек. Там спецпереселен­цы работали на лесозаготовках без отдыха сутками. К рабо­те привлекались и дети с 12-летнего возраста. Питание было плохое. Жили скученно в бараках. Зимой в них стоял мороз Тяжело было людям, оторванным от своих станиц, но и в родных местах было несладко. На Кубани начинал­ся голод. Массовым он стал весной 1933 г. По воспомина­ниям современников, в отдельных станицах ежедневно от голода умирали десятки человек. Так, в Старонижестеблиевской с 19 января по 20 апреля 1933 г. - всего за три месяца - умерло 873 человека.

Спасаясь от голода, станичники уезжали в те обла­сти, где можно было выжить. Это было расценено властью как стремление убежать из колхозов, оставить посевную кампанию без рабочей силы. Людей из станиц переста­ли выпускать без специального разрешения. Беглых вы­лавливали и возвращали в голодающие станицы. Вместе со взрослыми страдали дети. Смерть родителей оставля­ла их без кормильцев. Выросла детская беспризорность. Свидетель того времени вспоминал: «Дети бродили как бездомные собаки по улицам, базарам и вокзалам в поис­ках пищи. Обессилев от голода, они падали под заборами. Милиция ездила на подводах, подбирала полуживые тела и отправляла в детприёмники».

Благоприятные природно-климатические условия по­следующих лет и ряд других причин постепенно выве­ли Кубань из состояния голода. Но на страну надвига­лась новая беда - время Большого террора. Партийные вожди боролись со своими противниками, репрессируя не только их, но и многих невиновных людей. В Краснодар­ском крае, по неполным данным, в 1930-е гг. было ре­прессировано свыше 42 тысяч человек. Среди них немало казаков. Их обычно обвиняли в борьбе против советской власти. Для этого иногда было достаточно любого повода. Так, в 1939 г. в колхозной кузнице станицы Пашковской. собралось несколько колхозников - Бочка, Чуб, Лях, Бе­лый и другие, всего семь человек. Говорили о наболевшем. Но этого было достаточно, чтобы обвинить их в подготов­ке вооружённого восстания против советской власти, осу­дить на 5-10 лет лишения свободы.

20 апреля 1936 г. ЦИК СССР принял постановление о снятии с казачества ограничений по службе в РККА. Казачество включилось в военно-патриотическую работу.

В станицах стали появляться кружки красных конников, в которых бывалые казаки обучали молодежь казачьим "секретам" владения конем и оружием. При проведении революционных праздников часто устраивались конные состязания всадников, одетых в казачью форму.

23 апреля 1936 г. был издан приказ наркома обороны СССР № 67. По этому приказу многие кавалерийские дивизии, формировавшиеся на Кубани, Дону, Тереке, были преобразованы в казачьи. По свидетельству Г. К. Жукова, эти дивизии были одними из лучших.

В газете "Правда" от 1 мая 1936 г. приводится рассказ пожилого казака Ю.А. Будко: "Очень это хорошо, что казачья боевая стать возобновляется по-новому… У меня самого хоть и седая борода, хочется форму надеть. Случись бой, так у меня еще рука твердая, шашка не выпадет".

Когда началась Великая Отечественная война, кубанские казаки старших, непризывных возрастов вступили с единодушной инициативой: мобилизовать их в конные казачьи полки. В 1941 г. был сформирован казачий кавалерийский корпус и пластунская дивизия из добровольцев непризывного возраста.

Когда не­мецко-фашистские войска стали подходить к Москве, на Кубани был сформирован 17-й Кубанский казачий кава­лерийский корпус, вошедший в состав Красной Армии. Набирался он из добровольцев. В казачьи сотни нередко записывались целыми семьями: Грачёвы, Россомахи, Жу­ковы... Лошадей, обмундирование и холодное оружие за­купали для казаков колхозы.

В начале августа 1942 г. корпус принял участие в обо­ронительных сражениях в районе станиц Кущевской, Канеловской, Шкуринской. За доблесть и отвагу полу­чил звание гвардейского и переименован в 4-й гвардей­ский Кубанский казачий кавалерийский корпус. Корпус с боями прошёл путь от Кубани до Праги. Награждён 4 ор­денами: Красного Знамени, Кутузова, Ленина, Суворова.

Казаки, воевавшие за свободу и независимость Роди­ны, понимали, что политические режимы приходят и ухо­дят, а Родина всегда одна. И её надо защищать.

Вернувшиеся после окончания войны казаки-гвар­дейцы продолжили работу в своих колхозах. Большим успехом пользовался Государственный ансамбль песни и пляски кубанских казаков. В 1947 г. ансамбль участвовал в юбилейном концерте, посвященном 800-летию Москвы. В Краснодаре во время праздничных демонстраций мож­но было увидеть гарцующих на конях казаков. В 1950 г. вышел на экраны страны художественный фильм «Кубан­ские казаки». Съёмки его велись на Кубани.

Постепенно забывались казачьи обряды, желтели в се­мейных сундуках фотографии с бравыми молодцами в ка­зачьих черкесках. Казалось, казачество навсегда исчезает как своеобразная часть славянского населения...

Ветер перемен, пронёсшийся над страной в кон­це XX в., демократизация российского общества вызвали к жизни возрождение казачества.

В Советском Союзе конец ХХ в. ознаменовался резким повышением национального самосознания народов. Социально значимым в общественной жизни стало такое явление, как возрождение традиций казачества.

Начало возрождению казачества в стране положил Московский «Войсковой круг» - землячество, созданное для изучения культурно – исторического наследия казаков. Известие о создании Московского землячества всколыхнуло казаков во всех регионах. В июне 1990 г. В Москве был учрежден Союз казаков. Атаманом избрали потомственного донского казака Мартынова Александра Гавриловича.

С огромным энтузиазмом отнеслись к возрождению традиций казачества в Краснодарском крае. Первые казачьи круги состоялись в ст. Пашковской и Северской, г. Горячий Ключ. К середине сентября 1990 г. казачьи общества действовали уже во многих городах и станицах края. Зрела идея их объединения и консолидации. В г. Краснодаре образовался организационный комитет по подготовке Всекубанского Учредительного съезда казаков, который через средства массовой информации приглашал к сотрудничеству всех потомственных казаков Кубани.

18 сентября 1990 г. на заседание краснодарского оргкомитета впервые прибыли и казаки-энтузиасты из Славянска – на – Кубани: Емельянов Юрий Николаевич и Бондаренко Николай Александрович. 22 сентября 1990 г. в г. Горячий Ключ в работе первого Совета атаманов края приняли участие уже четыре представителя славянского казачества. Таким образом, в Славянске - на – Кубани сформировалась инициативная группа по созданию казачьей организации в городе и районе.

4 октября 1990 г. инициативная группа провела в городском доме культуры сход граждан – потомственных казаков, на который прибыло около 500 человек. На сходе был создан организационный комитет и избраны 25 делегатов на Всекубанский Учредительный казачий съезд.

Съезд состоялся в г. Краснодаре с 14 по 15 октября 1990 г. На нем была учреждена первая краевая казачья организация – Кубанская казачья рада (в настоящее время, после нескольких переименований называется Кубанским казачьим войском). Атаманом ККР стал Громов Владимир Прокофьевич – доцент Кубанского государственного университета, кандидат исторических наук.

В Славянске – на – Кубани Учредительный круг состоялся 20 января 1991 г. на котором была создана первая казачья организация города и района «Славянский казачий курень».

Особенностью того времени являлся тот факт, что еще до распада Советского Союза и прекращения доминирующей роли КПСС в политической жизни страны, в низах общества уже открыто шло противодействия партийному влиянию. Так, например, атаманом «Славянского казачьего куреня» казаки избрали Тихоцкого И.И. опытного партийного и хозяйственного работника с условием, что он выйдет из рядов Коммунистической партии Советского Союза. На оформление этого дела казаки предоставили И.И. Тихоцкому две недели. Но Иван Иванович посоветовавшись с тогдашним коммунистическим лидером районна В.Н. Лапшиным решил сохранить членство в рядах компартии в ущерб атаманскому посту. После этого казаки общества, бурно обсудив эту проблему, назначили перевыборы атамана. Через месяц, на повторном круге атаманом избрали Почтаренко Анатолия Максимовича. Атаманами общества в разное избирались: Оксийко Владимир Васильевич (1992 – 1993), Почтаренко Анатолий Максимович (1993 – 1999), Кудлаев Михаил Михайлович (1999 – 2001), Головатый Александр Сергеевич (2001 – 2003), Мищенко Александр Викторович (2003 – 2005), Емельянов Юрий Николаевич (с 2005 – по н.вр.).

Создавались казачьи организации во всех хуторах и станицах Славянского района. Для координации их деятельности в конце 1991 г., была создана управленческая структура – Славянский казачий округ. Позже эта структура несколько раз переименовывалась: Славянский казачий отдел, Славянское районное казачье общество, Славянское городское (на правах районного). На первоначальном этапе казаки г. Славянска – на – Кубани совместно с казаками других районов добивались реабилитации казачества, признания казачьих структур на государственном уровне, принятия законов о казачестве. 26 апреля 1991г. вышел закон «О реабилитации репрессированных народов и казачества». Казаки стремились вернуть право на несение государственной службы. В декабре 2005г. Закон о государственной службе казаков был принят.

Одним из основных направлений деятельности казачьих обществ стало военно – патриотическое воспитание казачьей молодежи, подготовка юношей к службе в Вооруженных силах России. В населенных пунктах района создаются и действуют казачьи клубы и классы. В них воспитанники осваивают историю и культуру кубанского казачества. Славянцы стали родоначальниками детско – юношеских спортивных казачьих игр, которые переросли в традиционные и проводятся Кубанским казачьим войском ежегодно. Каждое лето казачья молодежь вместе со взрослыми казаками участвует в военно – полевых сборах, где в течение нескольких дней осваивает приемы рукопашного боя, секреты владения холодным и огнестрельным оружием, изучает боевые традиции предков.

Казаки содействуют охране общественного порядка, природных ресурсов, борьбе с распространением и употреблением наркотических веществ, противодействуют незаконной миграции населения.

Из казаков Славянского казачьего общества (от 18 до 45 лет) с конца 90 –х гг. формируется 7 рота Первого Полтавского имени кошевого атамана Сидора Белого казачьего полка. Данный полк является подразделением территориальной самообороны. Он комплектуется из казаков обществ входящих в Таманский отдел (районы Приазовья: Абинский, Анапский, Калининский, Красноармейский, Крымский, Приморско - Ахтарский, Славянский, Темрюкский). Военные сборы полка проводились ежегодно, в августе месяце в «Казачьих лагерях» на территории Абинского района С 2007 г. в Таманском казачьем отделе создаётся еще один казачий полк – Первый Таманский имени атамана Безкровного казачий полк. Оба полка были объединены в Таманскую казачью бригаду. Возрождены традиции поминовения казаков на местах их героической гибели: на Ольгинском кордоне (Тиховские поминовения), на Георгиевском посту (Липкинские поминовения) и др. Восстанавливаются старые и создаются новые памятники казакам. Становятся нормой традиции взаимопомощи и взаимовыручки.

В 2007 г. на Большом отчетно – выборном сборе Кубанского казачьего войска атаманом ККВ был избран Долуда Николай Александрович – вице – губернатор Краснодарского края. По его инициативе Законодательное Собрание Краснодарского края в апреле 2008 г. внесло дополнение в Закон Краснодарского края «Об установлении праздничных дней и памятных дат в Краснодарском крае» (от 14.12.2006 г. № 1145-кз) о праздновании Дня кубанского казачества ежегодно, третью субботу октября месяца.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: