double arrow

Затраты на качество продукции

2

Важным экономическим аспектом управления ка­чеством продукции в организации выступает плани­рование и калькуляция затрат на качество. В совре­менных условиях жесткой конкуренции любое реше­ние в области качества должно быть подкреплено экономическим обоснованием. Концепция экономичес­кой оценки затрат на качество, принятая в междуна­родном стандарте ИСО серии 9000, может рассматри­ваться как инструмент, который позволяет определить экономические последствия решений, принимаемых в области управления качеством, оценить убытки от возникновения дефектов и несоответствий, осуще­ствить полный анализ затрат на качество.

Анализ и оценка затрат на качество представляет собой неотъемлемую часть финансовой стратегии пред­приятия в области качества.

Анализ затрат на качество — деятельность по ис­следованию затрат на качество, осуществляемая для обоснования с научных позиций решения и действия организации в области качества и содействующая вы­бору наилучших вариантов действий.

Оценивание затрат на качество — деятельность, связанная с определением взаимосвязи и влияния за­трат на качество на экономические показатели дея­тельности организации.




Основные цели проведения анализа и оценивания затрат на качество: • обнаружение взаимосвязей затрат на качество и

результатов хозяйственной деятельности предпри­ятия;

• определение и оценка размеров необходимых ин­вестиций в улучшение качества;

• обеспечение необходимого качества выпускаемой продукции при минимизации общих издержек на ее производство и эксплуатацию;

• нахождение критических областей производствен­ной деятельности, требующих принятия мер по совершенствованию организации производства.

Организация учета, анализа и оценки затрат на качество требуется для управления в следующих об­ластях:

• создание и производство новых товаров;

• инвестиции в улучшение качества;

• развитие производственного процесса;

• совершенствование технологии производства;

• обеспечение интересов поставщиков и потребителей. Современные условия требуют внедрения в прак­тику международных правил ведения учета, анализа хозяйственной деятельности и отчетности. Такая ин­формация может быть внешней и внутренней.

Внутренний анализ или управленческий анализ субъективен, конфиденциален, и именно он несет на­грузку обеспечения принятия решений в области каче­ства на предприятии. Все затраты, связанные с каче­ством, калькулируются внутри организации согласно ее собственным критериям. Как правило, к ним отно­сятся затраты, возникающие при обеспечении и гаран­тировании удовлетворительного качества, в том числе при совершенствовании качества, а также связанные с потерями, когда не достигнуто удовлетворительное ка­чество. Необходимо учитывать, что некоторые потери можно с трудом определить количественно, но они мо­гут нанести значительный ущерб, например, потеря престижа фирмы.



В таких условиях, эффективная система качества может оказывать чрезвычайно важное влияние на рен­табельность организации, особенно за счет совершен­ствования хозяйственной деятельности, что приводит не только к снижению брака и затрат на изготовление продукции, но и к сокращению затрат, связанных с использованием и эксплуатацией продукции.

Международные стандарты дают для сопоставимо­сти и обобщения хозяйственной информации рекомен­дации только по некоторым методам калькуляции затрат на качество:

А) Метод определения потерь вследствие низкого качества. При таком методе основное внимание уде­ляется внутренним и внешним потерям вследствие низ­кого качества и определению материальных и немате­риальных потерь. К внешним нематериальным поте­рям относится сокращение в будущем объема сбыта из-за неудовлетворенности потребителей. Внутренние нематериальные потери являются результатом сниже­ния производительности труда из-за переделок, неис­пользованных возможностей и т. п. В целом, матери­альные потери представляют собою внутренние и вне­шние затраты, являющиеся следствием дефектов.

Б). Метод калькуляции затрат на качество. Та­кой метод касается определения затрат на качество, которые в целом подразделяются на затраты, являю­щиеся результатом внутренней хозяйственной деятель­ности и внешних работ.



Составляющие затрат, связанных с внутренней хо­зяйственной деятельностью, анализируются на осно­ве модели калькуляции затрат ПОД (профилактика (П), оценивание (О), дефекты (Д)). Затраты на профи­лактику и оценивание считаются выгодными капита­ловложениями, тогда как затраты на дефекты счита­ются убытками.

Составляющими затрат являются:

• профилактика: деятельность по предотвращению дефектов (например, обучение персонала и т. п.);

• оценивание: испытания, контроль и обследование для оценки выполнения требований к качеству; Внутренние затраты являются следствием дефек­тов и возникают до поставки продукции по той при­чине, что продукция не отвечает требованиям к каче­ству (повторное предоставление услуги, вторичная обработка, переделка, брак).

Внешние затраты, являются последствием дефек­тов. Как правило, это затраты, возникающие после поставки продукции, когда выясняется, что продук­ция не отвечает требованиям к качеству (например, техническое обслуживание и ремонт продукции; га­рантии и возвраты; прямые затраты и скидки; свя­занные с изъятием продукции; издержки, связанные с несением юридической ответственности за качество продукции).

В) Метод калькуляции затрат, связанных с про­цессами. При таком методе используется понятия сто­имостей соответствия и несоответствия любого про­цесса, причем обе могут быть источником экономии средств. При этом:

Стоимость соответствия — это затраты, понесен­ные с целью удовлетворения всех существующих за­просов потребителей при безотказности существующего процесса;

Стоимость несоответствия — это затраты, понесен­ные из-за нарушения существующего процесса.



2




Сейчас читают про: