Преимущества и недостатки малого предпринимательства
Субъекты малого предпринимательства
Тема 6. Малое предпринимательство
Малый бизнес – деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определённых нормативных критериях, формализующих сущность этого понятия. К числу этих критериев относятся:
Ø численность персонала
Ø размер УК
Ø величина активов
Ø оборот
Малые предприятия классифицируются следующим образом:
Ø весьма малые (до 19 чел.)
Ø малые (до 99 чел.)
Ø средние (до 499 чел.)
Ø крупные (500 и более чел.)
В России по законодательству к малым предприятиям относят:
Ø розница, бытовое обслуживание – не более 30 чел.
Ø оптовая торговля – не более 50 чел.
Ø с/х, н/т сфера – не более 60 чел.
Ø промышленность, строительство, транспорт – не более 100 чел.
Ø другие виды – не более 50 чел.
Преимущества:
1. быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования
2. большая независимость действий
3. гибкость и оперативность в принятии и осуществлении решений
4. относительно небольшие постоянные расходы
5. большая возможность для индивидуума в проявлении своих способностей
6. требуется меньший первоначальный капитал
7. повышенная восприимчивость к инновациям
8. более высокая оборачиваемость собственного капитала
Недостатки:
1. более высокий уровень риска
2. высокая степень неустойчивости на рынке
3. зависимость от крупных компаний
4. слабая компетентность руководителей
5. повышенная чувствительность к изменению внешних условий хозяйствования
6. трудности в заимствовании капитала
7. неуверенность и осторожность партнёров при заключении контрактов
Малое предпринимательство участвует в решении следующих проблем:
Ø структурная организация и реорганизация экономики, повышенная степень удовлетворения потребностей населения и общества в товарах, работах и услугах
Ø привлечение личных средств для развития предпринимательства
Ø создание дополнительных рабочих мест
Ø более эффективное использование творческих способностей и организация НТП
Ø освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств
Ø вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, на которые крупное предпринимательство налагает ограничения
Ø содействие деятельности крупных предприятий путём производства комплектующих, оснастки и вспомогательных устройств
Ø формирование социального слоя собственников, партнёров и менеджеров малых предприятий