Этрусское строительное искусство

Этруски — народ, происхождение которого до сих пор остается не­ясным, согласно одной теории пришли в Этрурию (современная Тоскана) из Малой Азии^ видимо, после Троянской войны. В соот­ветствии с более поздней точкой зрения этруски представляли со­бой древнейшее население Италии. В пользу обеих теорий имеются доказательства в сохранившихся памятниках как искусства, так я архитектуры.jB VIII в. до н. э. в Этрурии возникает культура, от­личная от остальных культур, существовавших на территории Ита­лии того времени. Начиная с VII в. до н. э. наблюдается бурное развитие цивилизации: возникают этрусские города Вейи, Тарквинии, Вульчи и ряд других. VI в. до н. э. был вершиной этрусского могущества, когда этруски расширили свою территорию и вели ин­тенсивную торговлю со всеми областями, примыкающими к Среди­земному морю. В III в. Этрурия попадает в подчинение Рима.

Этрусская архитектура хотя и не достигла такой изысканности форм как греческая, однако оказала значительное влияние на по­следующую римскую архитектуру. Остатки построек этрусков со­хранились в незначительном количестве. В VI в. до н. э. этруски возводят ряд значительных инженерных сооружений, на­пример канализацию в Риме, укрепления вокруг Капитолия, и за­кладывают римские оборонные стены. Этруски были мастерами строительства сводов. Кроме дерева и обожженного кирпича они использовали камень — или необработанный, прежде всего для «циклопической» кладки, или тщательно отесанный для сводов. Камни, составляющие свод, были отесаны так, что швы между ни­ми направлялись точно в центр образования его кривизны.

Города, храмы и архитектура гробниц. Кроме инженерных соо­ружений, строятся города с мощными каменными стенами, широки­ми замощенными улицами, канализационной сетью и домами, имев­шими сложную планировку, которая позже становится типичной для римлян. Помещения дома окружают центральный дворик, ат­риум, в центре которого находится небольшой водоем для сбора воды! стекающей с крыши. Представление об этрусском доме мы получаем из археологических раскопок, на основе сохранившихся урн и надгробных сооружений, которые как место загробной жизни повторяли формы дома. Этрусские города имели прямоугольную


планировочную структуру с двумя главными пересекающимися коммуникационными осями. Эта система была использована позд­нее при основании римских городов.

В целом об этрусских городах мы знаем не очень много, так как ни один из них не был достаточно тщательно изучен. Для строи­тельства городов выбирались места, удобные для обороны от непри­ятеля. Дополнительно они обносились стенами.

Господствующее положение в городах занимали храмы. Архи­тектура этрусских храмов формировалась под греческим влиянием:


храм размещался на подиуме, т. е. на пьедестале, передняя часть которого решалась в виде лестницы. За входным портиком распо­лагалось основное помещение, обычно разделенное на три продоль­ные части — святилища трех богов. В архитектуре храмов исполь­зовался специфический ордер, который в период ренессанса был переработан в так называемый тосканский ордер. Колонны своей формой исходят из дорического ордера, однако имеют базу, глад­кий ствол с энтазисом и капитель, состоящую из шейки, эхина и абаки. Антаблемент простой, без ритмических членений. Этот тип храмов с трехчастным внутренним пространством и открытым вход­ным портиком стал основой для позднейших римских храмов.

Уже в конце VI в. до н. э. этрусский царь Тарквиний Старый возводит на Капитолийском холме в Риме большой храм, имевший три целлы, высокий подиум и портик в три ряда колонн. Следует отметить, что он был построен на полстолетия раньше, чем Парфе­нон на афинском Акрополе.

'Наибольшее число сохранившихся этрусских построек представ­ляют собой гробницы самых разнообразных форм. Некоторые име­ют конусообразную форму.

Монументальная архитектура гробниц, которая появляется в VII в. до н. э., носит черты внешних влияний и прежде всего Вос­тока. Ранние надгробия часто перекрывались оводами, конструкция которых известна из микенских купольных гробниц. Большой инте­рес представляет гробница в виде круглого каменного цоколя, в котором имеются входы в отдельные погребальные помещения. На цоколе насыпан земляной холм конусообразной формы — тумулус. Гробницы средней Италии подобны гробницам на «тумулусовнх полях» в Анатолии (Малая Азия), у городов Гордион и Сарды — древних столиц Фригии и Лидии. Хотя сотни этих надгробных соо­ружений в Италии были уничтожены и разобраны, но и сейчас вст­речается много тумулусов у Кортоны вблизи Тарквиний, недалеко у Кастелина в Чианти, рядом с Вульчи и у Вей. Своей вершины культура этрусков достигает в VI в. до н. э., когда в Риме времен­но правила династия этрусских царей, а затем сливается с рим­ской. Римляне в своем строительстве активно используют достижения этрусков, и греков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: