Основные понятия экологии

Искусственная и естественная среда обитания людей. Отношение экологии к другим наукам: биологии, геологии, географии, экономике и социологии. Экология и демография.

Рассматривая природу, как среду обитания, ее подразделяют на естественную и искусственную. Данное разделение имеет место уже в античности, например в философии Аристотеля, который отделял то, что осуществляется по естественным законам, независимо от человека, от того, что сделано им самим в подражание. В данном конкретном смысле естественное ассоциируется с природой (гео- и биосферой), а искусственное – с различными сферами деятельности человека и социальной организацией его жизни (социо-, антропо-, техносферой).

В естественной среде обитания человека К. Маркс выделял естественные источники средств жизни (дикие растения, плоды и т. д.) и естественные богатства как предметы труда (каменный уголь, газ, нефть, энергию ветра, пара и т.д.). Отношения человека с естественной средой обитания зависят как от природных условий, так и от уровня развития материального производства. Поскольку материальное производство – основная форма отношений между человеком и природной средой, а материально-преобразующая деятельность – сущностная потребность человека по реализации себя в мире, то в результате создается искусственная среда обитания человека или «вторая природа», «неорганическое тело цивилизации» согласно К. Марксу. В объем данного понятия включается все, что так или иначе произведено человеком: любые неорганические предметы, живые системы, произведенные путем селекции, генной инженерии и т.п.

Запишем слово "природа" следующим образом: "при-рода". Природа - это то, что находится при роде человеческом, то, из чего рождается сам человек. Особенности, которые присущи исключительно человеку (и обществу), в природу не входят. Человек природен в силу своего физико-биологического содержания. Он надприроден постольку, поскольку вырабатывает сложные формы психической и социальной жизни. Во взаимоотношении с природой человек реализует две свои уникальные способности. Он изменяет природу и символизирует себя в ней, "записывает" себя в нее (магнитная плата компьютера содержит "записанную" на нее человеком информацию, скульптура свидетельствует об эстетических ценностях ее создателя). Весьма близки по своему значению термины "природа" и "материя". Материя - это объективная реальность. Материя в отличие от природы не содержит психические явления мира животных, в остальном природа и материя совпадают. Итак, природа - это совокупность естественных условий существования человека и общества. Одной из важнейших тенденций развития современной философии является все большее внимание к человеку, к проблемам его бытия в мире и к его внутреннему миру. И это, очевидно, не случайно, потому что, в конце концов общая задача философии как раз и должна заключаться в том, чтобы помочь рационально-практическим способом соединить человека с миром, сделать человека реальным представителем и субъектом мира, а мир действительно человечным.

Выделение человека из животного мира - столь же грандиозный скачок, как и возникновение живого из неживого. Ведь речь идет об образовании такого рода живых существ, внутри которого с известного момента прекращается процесс видообразования и начинается «творческая эволюция» совершенно особого типа.

Экология - наука, использующая для своего развития данные самых разных дисциплин. Она тесно переплетается с целым рядом смежных наук: биологией (ботаникой и зоологией), географией, геологией, климатологией, ландшафтоведением, физикой, химией, генетикой, математикой, медициной, агрономией, архитектурой и многими другими. Изучая самые высокие уровни интеграции живой материи, и в процессе познания переходя от популяции какого-либо одного вида к сообществам и экосистемам и, наконец, к биосфере в целом, экология объединяет в научном поиске и нередко координирует усилия специалистов и ученых многих направлений.

Сегодня экология перестала быть чисто естественной биологической наукой, это — комплексная социоестественная наука. В ее предмет практически вовлечены все стороны жизнедеятельности человека. Накапливая экологическое знание, постепенно меняя свои представления о существующем порядке в природе, человек начинает понимать: порядок этот не случаен, он необходим для существования и развития самой человеческой цивилизации.

Согласно основным положениям этой науки, человек является частью биосферы как представитель одного из биологических видов и так же, как и другие организмы, не может существовать без биоты, т. е. без совокупности живущих ныне на Земле биологических видов, которые и составляют среду обитания человечества.

Экологические системы, как и живые системы других уровней организации, являются весьма сложными, характеризуются нелинейной динамикой и их поведение в математических моделях описывают такие современные науки, как динамическая теория систем и синергетика. В моделировании экосистем определенную роль сыграли также представления кибернетики (науки об управлении) о теории регулирования, об устойчивости и неустойчивости, об обратных связях.

В наше время термином «экология» все чаще обозначают совокупность взаимоотношений природы и общества. Рассматривая структуру современной экологической науки, можно выделить три основные ветви экологии.

Первая ветвь. Общая экология, или биоэкология, - это изучение взаимоотношений живых систем разных рангов (организмов, популяций, экосистем) со средой и между собой. Эту часть экологии в свою очередь подразделяют на следующие разделы:

• аутэкологию, т. е. изучение закономерности взаимоотношений организмов отдельного вида со средой обитания;

• демэкологию или экологию популяций;

• синэкологию, т. е. экологию сообществ;

• экосистемную и биосферную экологию.

Вторая ветвь. Геоэкология - это изучение геосфер, их динамики и взаимодействия, геофизических условий жизни, факторов (т. е. ресурсов и условий) неживой окружающей среды, действующей на организмы.

Третья ветвь. Прикладная экология - это аспекты инженерной, социальной, экономической охраны среды обитания человека, проблем взаимоотношений природы и общества, экологических принципов охраны природы.

В конце горбачевской "перестройки" московский публицист М. Бернштам опубликовал в США демографический прогноз для России, отрывок из которого был перепечатан в журнале "Москва". М. Бернштам на основе своего анализа предвещал быстрое вымирание русского населения на территории бывшего Советского Союза, начиная с первой половины XXI столетия. Отечественный демограф доктор наук А. И. Корешкин сначала не согласился с этим, но вот прошло несколько лет, и он пишет о том же.

Демография — инерционный процесс, и те изменения, которые улавливают специфические коэффициенты и статистические данные, сказываются лишь через поколения, Увы, симптомы налицо, и диагноз специалистов неутешителен: русские вымирают, и если тяжелую болезнь не начать энергично лечить. летальный исход станет неизбежен. Трудно даже представить мучения тех последних русских, которые окажутся травимыми и гонимыми на своей бывшей территории. Во всяком случае, им будет много тяжелее, чем эмигрантам и беженцам, ибо бежать им будет уже некуда.

Однако вымирание русских принесет бедствия не только последним русским и другим народам, живущим на территории России, которые будут засасываться в бездну, как в водоворот над омутом. Вымирание русских принесет бедствия всему человечеству.

Русские сыграли выдающуюся роль в истории человечества. Прежде всего неоценим их вклад в мировую культуру. Известный западный деятель культуры как-то сказал, что в мировой истории было 3 взлета культуры: древняя Эллада, древний Рим и XIX век в России. С этим трудно не согласиться. Русские литература, музыка, живопись, наука и философия XIX столетия создали непреходящие ценности, которые будут питать живительным соком все человечество на протяжении веков, подобно тому, как достижения античной Греции, воскрешенные в эпоху Возрождения, вскармливали европейскую культуру. И талантливо одаренный русский народ не мало мог бы еще создать при благоприятных условиях.

Не менее важен для мировой цивилизации вклад русских в социальное творчество народов, в поиск целесообразных форм организации человеческого общества. В силу своего национального характера, заложенного в генофонде нации и оттачивавшегося веками, русские склонны к поиску социальной справедливости. По дошедшим до нас сведениям, древние славяне Восточной Европы не признавали рабства, процветавшего на окружающих территориях. Древнерусское вече, крестьянская община, казачий круг, советская власть- все это созданные русским народом общественные формы бытия, нацеленные на обеспечение социальной справедливости.

Созданная русскими форма христианской религии — Православие — учит любви к ближнему.

В отличие от русского альтруизма западноевропейским народам в значительной степени свойственен индивидуалистический эгоизм. Именно в странах Западной Европы на несколько веков раньше, чем в России, возникло закрепощение крестьян в форме крепостного права, а при образовании США в этом государстве широко использовалось рабство.

Уникален в истории человечества опыт строительства Российской империи, самой крупной по территории и времени существования. Если другие империи (империи Кира, Александра Македонского, Чингисхана в древности, империи Испании, Португалии, Британии, Франции и др.— в новое время) создавались путем покорения, а часто и уничтожения других народов, то Российская империя создавалась в основном путем добровольного вхождения в ее состав окрестных народов. Находясь в составе России, многие народы при бескорыстной помощи русских обрели письменность, школу, вузы, науку, обрели современные учреждения культуры и государственной власти.

Уникальный опыт строительства в СССР социализма будет изучаться и использоваться, пока существует человечество. Трудно представить, сколько еще могли бы дать миру русские в области поиска и реализации новых форм организации общества.

И вот сейчас этот талантливейший народ в мире, создавший высочайшую культуру и новые формы организации человеческого общества, вымирает.

Если это произойдет, то человечество сильно обеднеет и потеряет нечто незаменимо важное в своем существовании. Значительно более важное, чем те деньги и ресурсы, которые кое-кому удастся захватить в результате раздела русского наследства.

Демография - это не политика, это коренная проблема нации, и все национальные политические течения и партии окажутся бессмысленными перед лицом вымирания нации: и коммунистам, и монархистам, и демократам уже не придется бороться за власть, когда не над кем будет властвовать.

Однако мало надежды на то, что современным политическим деятелям хватит мудрости для того, чтобы повернуть вспять вскрытые печальные демографические тенденции русского народа. Гораздо больше надежд на то, что великий русский народ соберет богатырские силы, чтобы навести порядок в своем доме и преодолеть тяжкий демографический кризис.

В конце XX в. человечество столкнулось с трудно разрешимыми проблемами в геополитической, экологической и демографической сферах его бытия. Неблагополучия последнего характера, проблемы воспроизводства людей в одних странах дают о себе знать взрывоподобным ростом численности населения (ЧН), в других, и прежде всего в нашей стране, напротив — ускоренным вымиранием, депопуляцией этносов.

Народ России пережил три наиболее крупные демографические аномалии депопуляционного характера. Первое катастрофически быстрое сокращение ЧН зарегистрировано в начале XVII в., в годы великой Смуты. Второе крупномасштабное демографическое бедствие имело место в годы Первой мировой и гражданской войн. Третье разразилось в лихолетия фашистского нашествия. Отголоски его в виде второй негативной волны вносят свой вклад в и без того чрезвычайно неблагоприятную демографическую ситуацию (ДС), сложившуюся ныне в РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: