double arrow

Валютная система и ее элементы


Национальная валютная система, как форма организации валютных отношений страны, сложившихся исторически и закрепленных национальным законодательством, документами международного права – является составной частью денежной системы. С другой стороны, национальная валютная система является относительно самостоятельной системой, выходящей за национальные рамки в результате расширения влияния и развития мирового рынка.

Главная задача национальной валютной системы заключается в обеспечении оптимальных условий функционирования народного хозяйства в интересах государства.

Главные элементы валютной системы (валютный режим, механизмы валютного регулирования) способствуют интеграции национальной экономики в мировую, что должно быть учтено государством в законодательных актах при определении порядка организации валютной системы, функционирования составляющих ее элементов.[3]

3. Развитие валютной системы в Республике Беларусь и проблемы ее регулирования.

За последние годы в республике сложилась сложная валютная система, при которой стало возможным существование нескольких валютных курсов, что выражается в различных значениях фактического обменного курса белорусского рубля, применяемого к различным валютным операциям, субъектам и валютам.




На легальном валютном рынке Республики были установлены 2 курса: официальный курс Национального банка и относительно рыночный курс, используемый при совершении различного рода сделок "купли–продажи" иностранной валюты на отдельных сегментах валютного рынка и при других валютных операциях. Регулирование этих курсов, хотя и в различной степени, осуществлял Национальный Банк РБ. Относительно высокий курс белорусского рубля негативно влиял на состояние торгового баланса республики, с одной стороны, поднимая цену экспорта и делая его неконкурентоспособным, с другой стороны, стимулируя импорт по причине его относительного удешевления. Одним из инструментов воздействия на обменный курс национальной валюты был выбран режим административного установления предельного размера обменного курса.

3.1. Политика валютного регулирования в РБ и ее влияния на экономическую стабилизацию страны.

В 1997 году для исправления ситуации с повышением курса белорусского рубля, осложненной наличием в то время системы множественных валютных курсов, Национальный банк начал проводить девальвацию курса национальной валюты, в результате чего достигнуто было снижение курса белорусского рубля (в начале 1997 года на 47%). Сократилась разница между официальным курсом белорусского рубля и котировками белорусского рубля на рынке нерезидентов. Т.о., в результате контролируемого снижения белорусского рубля эффективный обменный курс белорусского рубля ко всем иностранным валютам снизился в среднем с 75 до 63 %, что стало фактором увеличения ценовой конкурентоспособности и роста объемов национального экспорта.



Для увеличения объема предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Национальный банк использовал административный инструмент насыщение рынка - установление требования к белорусским юридическим лицам обязательности продажи части поступлений в свободно конвертируемой валюте и российских рублях на торгах Межбанковской валютной биржи.

В течение практически всего 1997 и в начале 1998 года Национальный банк осуществлял валютные интервенции на российском рынке, что в немалой степени способствовало поддержанию курса белорусского рубля за рубежом. А право, установленное коммерческим банкам, совершать сделки по свободному курсу с нерезидентами, должно было уменьшить потребность в валютной интервенции Национального банка.

Резкое падение курса белорусского рубля на внешнем валютном рынке в начале прошлого года, которое явилось следствием значительной кредитной эмиссии и началом выполнения программы поддержки сельского хозяйства, привело Национальный банк к необходимости ужесточения мер с целью недопущения проведения спекулятивных сделок с белорусским рублем на внешнем рынке. В результате чего было принято решение, запрещающее проводить расчеты в белорусских рублях по операциям между нерезидентами республики Беларусь. В качестве меры, направленной на сокращение источников поступления белорусских рублей в распоряжение нерезидентов было введено ограничение по оплате отдельных статей импорта белорусскими рублями, т.е. установлено требование их оплаты исключительно иностранной валютой. Проводя такие мероприятия, Национальный банк преследовал цель - переместить объем сделок с белорусскими рублями на внутренний валютный рынок Республики Беларусь для обеспечения возможности оперативного регулирования проводимых на нем операций.



Необходимость кардинального пересмотра основных принципов денежно-кредитной и валютной политики стала очевидной после «августовского» российского и мирового финансового кризиса, в результате которых было оказано «негативное» влияние на состояние валютной системы, денежно-кредитной сферы Республики Беларусь и экономики в целом. Это выразилось, прежде всего, в усилении девальвационных и инфляционных процессов, сокращении товарооборота с Россией и другими странами СНГ, росте взаимной задолженности между субъектами хозяйствования, ухудшении платежно-расчетных отношений. [3]

Критерии эффективности функционирования различных валютных режимов в нашей стране можно оценить на основании полученных качественных характеристик взаимосвязи обменных курсов на организованном и неорганизованном валютных рынках:

- в первом полугодии 1995 года НБ РБ применяет режим свободного плавания;

- в первом полугодии 1996 года в РБ применялся фиксированный валютный режим;

- со второго квартала 1996 года во втором полугодии НБ РБ вводит режим управляемого плавания обменного курса «скользящая фиксация» (национальная разновидность фиксированного валютного режима с определенными элементами флоутинга);

- второе полугодие 1997 года характеризуется частичной либерализацией валютного режима на внутренне валютном рынке.

Проявление валютной спекуляции по отношению к белорусскому рублю наиболее значительно во втором полугодии 1998 года, менее зависимо – на первое полугодие 1995 года и такая же тенденция наблюдается во втором полугодии 1997 года, т.е. имеет меньшую выраженность и эффективность при валютном режиме свободного плавания обменного курса. [3]

В нашей стране принципы валютного контроля не систематизированы и не определены. Этим объясняется отсутствие четкого механизма валютного регулирования. Отсутствие отлаженного механизма доказывается наличием «ножниц» обменных курсов на официальном валютном рынке и на неорганизованном рынке нерезидентов. Комбинированое и комплексное применение принципов валютного контроля при наличии положительных макроэкономических показателей позволит постепенно отказаться от директивных направлений и перейти на механизмы открытого рынка.

3.2. Направления политики валютного регулирования в РБ на 1999 год и анализ результатов ее проведения.

3.2.1. Одним из приоритетных направлений денежно-кредитного регулирования в 1999 году при решении основных задач денежно-кредитной политики на 1999 год является стабилизация валютного рынка и обеспечение устойчивости национальной валюты. Исходя из поставленных задач, Национальный банк Республики Беларусь определил направления политики валютного регулирования на 1999 год [4]:

- рыночное удовлетворение потребностей всех агентов экономической деятельности в иностранной валюте;

- уменьшение отрицательного сальдо торгового баланса;

- наращивание золотовалютных резервов государства;

- создание предпосылок конвертируемости белорусского рубля по текущим операциям.

Среди главных задач выделяется проблема устранения разрыва котировок между курсами белорусского рубля на внутреннем и внешнем рынках и перехода к единому обменному курсу национальной валюты. Эта проблема является в большей степени административной, требующей «только принятия управленческого решения», а также проведения комплекса тактических превентивных мер политики «дорогих денег», чтобы не допускать слишком большого стартового обвала курса, и мер по недопущению кризиса ликвидности банковской системы в период начального ажиотажного спроса клиентов на иностранную валюту.

Для их решения проводится ряд мероприятий, направленных на обеспечение сбалансированного спроса и предложения на валютном рынке, повышение привлекательности национальной экономики для иностранных инвесторов, сокращение оборотов теневого рынка. При этом процесс регулирования обменного курса белорусского рубля должен осуществляться с учетом уровня инфляции, состояния платежного баланса и конъюнктуры финансового рынка.

В качестве основных регуляторов стабильности валютного курса предусматривается использование таких монетарных инструментов, как регулирование динамики и структуры денежной массы, политики процентных ставок, операций с ценными бумагами, сочетаемое одновременно с контролем внешнеэкономических операций.

Процесс стабилизации обменного курса национальной валюты и ситуации на валютном рынке сопровождается дальнейшей поэтапной либерализацией внутреннего валютного рынка, включающей следующие меры:

- постепенное снятие всех ограничений на внебиржевом валютном рынке;

- расширение использования национальной валюты для расчетов по внешнеэкономическим операциям;

- формирование официального курса белорусского рубля на рыночной основе;

- отмену административного распределения иностранной валюты на торгах БВФБ;

- постепенное снижение и отмену обязательной продажи валютной выручки;

- постепенное снятие ограничений на продажу валюты нерезидентам Республики Беларусь.

В процессе оперативного регулирования обменного курса белорусского рубля Национальный банк выполняет свои основные функции, заключающиеся в сглаживании резких колебаний курса посредством регулирования банковской ликвидности, операций СВОП. В плановом порядке в 1999 году ведутся работы по накоплению официальных валовых международных резервов, по сосредоточию в Национальном банке всех государственных резервов в иностранной валюте и драгоценных металлах.

3.2.2. Анализ развития событий на валютном рынке республики в начале 1999 года свидетельствует о наличии следующих ключевых тенденций в этот период [7]:

- сохраняется ограничение хождения национальной денежной единицы за пределами республики;

- сокращаются объемы внешней торговли (в первую очередь экспорт), и как результат, уменьшаются поступления валютной выручки;

- чрезмерный рост запросов на валютные средства для организации сельскохозяйственных компаний;

- поиск скрытых внутренний валютных резервов;

- российско-белорусские интеграционные процессы в области денежных отношений;

- переговоры с международными финансовыми организациями о кредитах.

Главной особенностью в регулировании валютного рынка является недостаток валютных средств на всех его сегментах. Суммарный объем валютно-обменных операций на внебиржевом рынке по сравнению с соответствующим периодом прошлого года сократился более чем в 6 раз, а на рынке наличной валюты – более чем в 4 раза.[8] Такая тенденция вызвана следующими факторами:

– сокращение экспортных поставок белорусской продукции на внешний рынок;

– отсутствие зарубежных инвестиций в экономику республики;

– возрастающий импорт товаров и услуг;

– развитие таких форм сделок между субъектами хозяйствования, как бартер и взаимозачет;

– практика льготного освобождения от обязательной продажи валютной выручки (реальное значение – 14%, против декларируемой нормы обязательной продажи – 30%);

– замкнутость национальной денежной единицы.

В то же время, при снижающемся предложении валюты на внутреннем рынке республики постоянно возрастает спрос на СКВ со стороны:

– государства – с целью погашения внешней задолженности (внешний государственный долг РБ в начале 1999 года > 1 млрд.USD, что составляет – 7.2% к ВВП, и 12.6% к экспорту товаров и услуг), пополнения валютных резервов, оплаты товаров стратегического импорта;

– субъектов негосударственных форм собственности – для оплаты импорта товаров и услуг;

– населения – для лечения, выезда за границу, а также для покупки товаров, сбережений;

– предприятий народнохозяйственного комплекса – для закупки основных средств, сырья, комплектующих изделий.

Данные процессы предопределили позицию Национального Банка РБ в поисках решения проблемы валютного дефицита и определили инструменты регулирования валютного рынка как монетарные.

1). Жесткая денежно-кредитная политика в начале года была направлена на получение международных кредитов (чрезвычайного компенсационного финансирования от Международного валютного фонда в размере 100 млн. долларов США и кредита от Всемирного банка в размере 25 млн. долларов США), необходимым условием для получения которых явилось выполнение требований:

- полная либерализация валютного рынка;

- отмена государственного контроля ценообразования;

- проведение приватизации предприятий агропромышленного комплекса;

- сокращение объемов кредитной эмиссии;

- обеспечение положительной ставки рефинансирования по отношению к уровню инфляции.

2). Политика валютного регулирования РБ в этом году находится под значительным влиянием интеграционных процессов между РБ и Российской Федерацией (РФ). Была разработана Концепция введения единой валюты, формирования единого эмиссионного центра и общей банковской системы Союза России и Беларуси. Концепция предусматривает унификацию денежно-кредитной политики, достижение реальной конвертируемости национальных валют, создание общего рынка ценных бумаг и разработку нормативной и законодательной базы для создания общей валютной системы.

В результате ожидается оживление денежно-кредитной системы РБ за счет доступа к российским валютным резервам и снижения внешнего долга республики перед РФ и западными кредиторами.

3). Для мобилизации внутренних резервов в снижении валютного дефицита было принято решение о привлечении средств населения на вкладные счета системообразующихся банков под гарантию правительства о сохранности вкладов, так как только по самым приблизительным оценкам НБ “на руках” у населения находится порядка 2 млрд. долларов США.

Также важным внутренним источником валюты является возврат валютных кредитов, срок которых уже истек, (общая сумма составляет около 120-130 млн. долларов США), для чего была создана специальная комиссия по возврату “плохих” кредитов.

Одновременно произошли изменения на официальном рынке наличной валюты. Помимо предпринятых Национальным банком мер по легализации валютного рынка (разрешение уполномоченным банкам и финансовым организациям, имеющим лицензию на проведение валютно-обменных операций, приобретать иностранную валюту у населения по курсу, складывающемуся на основе спроса и предложения) происходит рост курса доллара относительно белорусской валюты. Относительная стабильность обменного курса в первой половине 1999 года характеризуется ростом совокупной денежной массы за 1998 г. и увеличением объема наличных денег в обороте при росте курса доллара к белорусскому рублю. Одновременно, жесткий государственный контроль ценообразования и отсутствие возможности официального приобретения валюты оказали сдерживающее влияние на спрос.

Однако не следует забывать, что девальвация может не привести к значительному расширению экспорта из-за ограниченности доступа на западные рынки. Девальвация улучшает благосостояние страны только в тех случаях, если она не ухудшает торговый баланс и условия торговли. Секрет успешной девальвации состоит в том, что всплеск инфляции ограничивается уровнем, вызванным девальвацией, в противном случае, инфляция усилится при сохранившемся дисбалансе в экономике.[6]

4). НБ приняты меры по обеспечению положительной ставки рефинансирования по сравнению с реальным уровнем инфляции и снижением влияния дополнительной денежной массы на валютный рынок, проведены мероприятия по безэмиссионному кредитованию агропромышленного комплекса за счет коммерческих банков, снижены нормы обязательной продажи валютной выручки с одновременной отменой всех льгот.

3.2.3. Можно сделать вывод, что проблема дефицита валюты в РБ частично может быть решена:

- за счет увеличения экспорта РБ и уменьшения доли бартерных операций во внешнеэкономической деятельности;

- обеспечение положительного уровня ставки рефинансирования по отношению к реальной инфляции;

- ликвидации множественности валютных курсов до двух – биржевого и рыночного, что позволит, с одной стороны, удовлетворять заявки по приобретению валюты для оплаты товаров критического импорта, с другой – сформировать механизм курсообразования, при котором преобладающая часть субъектов валютных отношений готова не только покупать, но и продавать валюту;

- поиска внешних источников валютных средств;

- создания и внедрения оптимального механизма распределения валютных средств.

В целом, валютное регулирование в первое полугодие 1999 года было направлено на решение проблемы стабильности валютного курса, сокращения нескольких валютных курсов, легализации валютно-обменных операций на рынке наличной валюты, решения проблемы недостатка валютных средств на всех сегментах валютного рынка. [7]








Сейчас читают про: