Безопасная эксплуатация строительных машин и механизмов
Работы нулевого цикла
Безопасная организация труда при производстве работ нулевого цикла
В комплекс работ нулевого цикла входят:
· срезка растительного слоя;
· перемещение растительного грунта за пределы площадки;
· вертикальная планировка площадки;
· устройство временных (постоянных) дорог и проездов;
· рытье траншей и котлованов для подземных коммуникаций и фундаментов;
· устройство монолитных и монтаж сборных фундаментов;
· обратная засыпка грунта и его уплотнение;
· благоустройство площадки.
Безопасное производство работ нулевого цикла зависит в основном от выполнения решений, принятых в ППР и в соответствии с кодексом установившейся практики ТКП 45-1.03-40-2006, ТКП 45-1.03-44-2006 и другими техническими нормативными правовыми актами (ТНПА).
Безопасная эксплуатация грузоподъемных механизмов при выполнении монтажных, погрузочно-разгрузочных и других работ обеспечивается правильным выбором параметров крана и его устойчивостью.
|
|
Устойчивость характеризуется коэффициентом устойчивости, который определяется отношением удерживающего момента к моменту опрокидывающему. Удерживающий момент создается собственным весом крана, а опрокидывающий – весом поднимаемого груза. Различают грузовую устойчивость – устойчивость крана от действия полезных нагрузок при возможном опрокидывании его вперед в сторону стрелы и груза (рисунок 10.1. а), и собственную – устойчивость крана при отсутствии полезных нагрузок и возможном опрокидывании его назад в сторону противовеса (рисунок 10.1. б).
Рисунок 10. 1. Расчетная схема устойчивости самоходного крана: а) – с грузом;
б) – без груза.
Грузовая устойчивость самоходного крана обеспечивается при соблюдении условия
К1 ≤ МG / МQ,
где К1 – коэффициент грузовой устойчивости принимаемый равным 1,4; МQ – опрокидывающий момент создаваемый рабочим грузом относительно ребра опрокидывания А; МG – восстанавливающий момент от действия собственного веса крана относительно того же ребра.
Грузовая устойчивость самоходного крана с учетом дополнительных нагрузок от собственного веса крана при уклоне пути, действия центробежных сил, от силы инерции при торможении опускаемого груза, ветровой нагрузки обеспечивается при соблюдении условия К2 ≤ (МG – МУ – МЦ – МИ – МВ) / МQ,
где К2 – коэффициент грузовой устойчивости с учетом дополнительных нагрузок принимаемый равным 1,15; Му – момент возникающий от действия собственного веса крана при уклоне пути; МЦ – момент от действия центробежных сил при вращении крана вокруг вертикальной оси; МИ – момент от силы инерции при торможении опускающегося груза; МВ – ветровой момент от ветровых нагрузок W (нагрузка на наветренную площадь крана) и W1 (нагрузка на наветренную площадь груза).
|
|
Коэффициент собственной устойчивости, т.е. коэффициент устойчивости без рабочего груза, в сторону, противоположную стреле К3 ≤ МУ / МW2,
где К3 – коэффициент собственной устойчивости равный 1,15; Му – момент возникающий от действия собственного веса крана при уклоне пути; МW2 – момент создаваемый нагрузкой W2 на подветренную часть крана (рисунок 10.1.б).
Устойчивость башенных кранов проверяют по тем же формулам, что и для самоходных кранов.
Установка стреловых самоходных кранов производится на подготовленной спланированной площадке с уклоном не более 3°.
Расстояние от поворотной части крана до строений, штабелей и других предметов должно быть не менее 1 м. Установка стреловых самоходных кранов вблизи котлованов и траншей зависит от качества грунта и глубины котлована в соответствии с таблицей 10.1.
Размеры опасной зоны от падающего груза при работе стрелового крана определяются наибольшим вылетом Rmax плюс 0,6 длины наибольшего груза Lгр плюс отлет равный 0,3 высоты подъема груза Н плюс 1 м, т.е. размер опасной зоны равен Rmax + 0,6 Lгр + 0,3Н +1 м.
Таблица 10.1. Расстояние по горизонтали от основания откоса выемки до ближайшей опоры машины
Глубина выемки, м | Расстояние по горизонтали от основания откоса выемки до ближайшей опоры машины, м, для грунтов | |||
песчаных | супесчаных | суглинистых | глинистых | |
1,0 | 1,5 | 1,25 | 1,00 | 1,00 |
2,0 | 3,0 | 2,40 | 2,00 | 1,50 |
3,0 | 4,0 | 3,60 | 3,25 | 1,75 |
4,0 | 5,0 | 4,40 | 4,00 | 3,00 |
5,0 | 6,0 | 5,30 | 4,75 | 3,50 |
Опасная зона при работе башенного крана определяется вылетом плюс половины длины наибольшего груза плюс отлет, т.е. Rmax + 0,5Lгр + отлет. Величина отлета определяется по таблице 6.1 или по приложению Б ТКП 45-1.03-40.
Расстояние по горизонтали между выступающими частями крана и строениями, штабелями грузов и другими предметами, расположенными на высоте до 2 м от уровня земли, должно быть не менее 0,7 м, а на высоте более 2,0 м – не менее 0,4 м.
Строповка грузов производится в соответствии со схемами строповки стропальщиками прошедшими обучение и аттестацию.
Стропальщик не должен находиться возле груза, если он поднят на высоту более 1 м. При подъеме груза он предварительно поднимается на высоту 0,2 – 0,3 м для проверки правильности строповки и надежности работы тормозов.
Строительно-монтажные работы в охранной зоне действующей воздушной линии электропередачи (ближе 30 м от линий электропередачи напряжением более 42 В) следует производить под непосредственным руководством инженерно-технического работника, ответственного за безопасность производства работ, при наличии письменного разрешения организации-владельца линии и наряда-допуска, определяющего безопасные условия работ.
Наряд-допуск на производство строительно-монтажных работ в охранной зоне действующей воздушной линии электропередачи должен быть подписан главным инженером строительно-монтажной организации и лицом, ответственным за безопасное состояние электрохозяйства в организации.
Грузоподъемная машина не допускается к работе в следующих случаях:
· неисправности крана (неисправности тормозов, лебедок, канатов, грузозахватных приспособлений, приборов безопасности и т.п.);
· неисправности пути;
· истечение срока технического освидетельствования;
· неисправности электрооборудования или заземления;
· отсутствия ответственного за безопасное производство работ кранами;
· отсутствия аттестованных стропальщиков;
· неблагоприятных погодных условий.
Запрещено:
|
|
· нахождение людей возле работающего грузоподъемного крана;
· перемещение груза, находящегося в неустойчивом положении;
· подъем примерзшего, защемленного или залитого бетоном груза;
· подтаскивание груза без обеспечения вертикального положения грузовых канатов;
· оттягивание или выравнивание груза во время его подъема, перемещения и опускания и др.