Психофизиологическая проблема
Сознание и мозг
Сознание – идеальное, непространственное. Как совмещены идеальное сознание и физические процессы? Как оно оказывает влияние на свой материальный носитель?
Психофизиологический парадокс. Существуют две качественно различные картины деятельности материального мозга – психологическая и физиологическая. На психологическом уровне деятельность мозга выступает как система качественно различных субъективных образов предметов и явлений, на физиологическом – как система качественно тождественных процессов возбуждения. Таким образом, на основе системы качественно однородных физиологических явлений в мозгу возникает система качественно разнородных психических образов.
Психофизический парадокс. Восприятие мира происходит через рецепторы, но импульсы качественно однородны, следовательно, в голове возникают качественно разнообразные образы?
На психологическом уровне деятельность мозга выступает как система качественно различных субъективных образов предметов и явлений, на физиологическом – как система качественно тождественных процессов возбуждения. Как на основе системы качественно однородных физиологических явлений в мозгу возникает система качественно различных психических образов?
|
|
Если качество внешнего агента кодируется на входе и декодируется в мозгах, то откуда взялся код? Пусть даже он откуда-то взялся (послание разумных существ например). Но как тогда мозг получил дополнительные сведения о внешнем мире, если единственная связь его с внешним миром осуществляется через посредство кодирования неизвестных ему качеств внешнего мира?
Субъективный, идеальный образ производиться мозгом(человеком) как всеобщим универсальным материальным субстратом, в котором синтезировано основное содержание предшествующего бесконечного развития материи и который соответственно находиться в глубоком родстве со всем бесконечным качественным многообразием мира. Код внешнего агента заложен в материальной природе мозга.
Как мы имея органы чувств только для физических и химических явлений познаем биологические и социальные явления, хоть они и сложнее.
Язык справедливо называют орудием мышления, каждое слово (понятие) является совокупностью знаний о данном предмете или явлении, поэтому две основополагающих функции языка познавательная и коммуникативная неразрывно связаны между собой: познание мира человеком всегда было связано с общением человека с членами рода.
Язык служит как формой выражения мысли, так и средством общения людей. Поэтому язык всегда есть явление социальное, он несет четкий конкретно-исторический отпечаток и порожден предметно-практической деятельностью людей, их общественными отношениями, культурными традициями и обычаями. Язык фиксирует, закрепляет и сохраняет накопленные людьми знания, нормы и ценности общества и передает их из поколения в поколение.
|
|
С помощью языка осуществляется планирование будущих действий, т. е, реализуется прогностическая функция мышления, что отличает человека от животных. Мысль человеческая всегда оформлена языком, вне языка могут быть переданы только посредством мимики или жестов неясные побуждения, волевые импульсы, которые хотя и важны, однако несравнимы с речью, раскрывающей замыслы, чувства и переживания человека.
Язык и мышление связаны между собой, но НЕ тождественны друг другу. Великий русский психолог Л. С Выготский подчеркивал, что мысль никогда не равна прямому значению слова, однако она и не возможна без слов. Язык развивается под влиянием предметной деятельности и традиций культуры общества, а мышление связано с овладением законами логики и зависит от познавательных способностей каждого человека.