Этапы развития федеративных отношений

Первый этап — 1991—1993 гг. Он характеризуется развитием тенденции децентрализации и стремлением выйти из состава Российской Федерации ряда субъектов РФ. Определенной формой компромисса центральной и региональной власти явились Федеративные договоры от 31 марта 1992 г. о разграни­чении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации. После их подписания на­чалось активное реформирование исполнительной вертикали власти, ее централизация и подчинение Президенту РФ. Был учрежден институт представителей Президента в субъектах


РФ в целях координации деятельности федеральных и регио­нальных властных структур. Этот этап завершился роспуском Верховного Совета, что привело к острому противоборству и дестабилизации ситуации в стране.

Второй этап — 12 декабря 1993 г. Началом данного этапа явилось принятие Конституции, которая создала рамочные основы для взаимодействия властей. Особенностью данного этапа является несовершенство законодательного регулирова­ния взаимоотношений федеральных и региональных органов государственной власти. В этих условиях субъекты РФ само­стоятельно определяют свои системы государственной власти и политические режимы (парламентский, президентский), вы­страивают взаимоотношения с федеральным центром. Уступки Центра наиболее влиятельным в политическом отношении субъектам Федерации (Татарстан) способствуют стабилизации ситуации в стране.

Третий этап — 15 февраля 1994 г. Договор Российской Фе­дерации и Республики Татарстан о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органа­ми государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан.

Четвертый этап — конец 1994 г. Массовое подписание Феде­ративных договоров. В эти годы прошли выборы губернаторов, и регионы получили значительную независимость от Центра. Данный этап характеризуется новой волной децентрализации. В условиях определенной разбалансированности федерально-региональных взаимоотношений широкое распространение получила практика заключения двухсторонних договоров и соглашений между федеральным Центром и субъектами РФ. Она в определенной степени компенсировала несовершенство законодательной базы федерально-регионального взаимодей­ствия, сняла напряжение и обеспечила определенный уровень стабилизации отношений федеральных и региональных орга­нов государственной власти. Вместе с тем усугубилась проблема асимметрии федеративных отношений.

Пятый этап — 1999 г. — принятие Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных орга­нов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее — Закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ), установившего общие принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий путем заключения договоров о таком разгра­ничении между органами государственной власти субъектов РФ и федеральным центром, который обязал субъекты РФ до


21 июня 2002 г. привести тексты договоров в соответствие с Конституцией.

Шестой этап начался в 2000 г. и ознаменовался измене­нием порядка формирования верхней палаты федерального парламента — Совета Федерации Федерального Собрания РФ, созданием института федеративных округов, реорганизацией института полномочных представителей президента в регио­нах, а также созданием Государственного совета РФ.

Седьмой этап развития федеративных отношений наступил в 2004 г. и связан с процессом укрепления вертикали власти, а именно: в сентябре 2004 г. был изменен порядок формирования высших должностных лиц субъектов РФ. Были внесены изме­нения и дополнения в Закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ, в частности он был дополнен главами, определяющими общие принципы разграничения полномочий между федеральными органами и органами власти субъекта РФ и экономическую основу деятельности органов государственной власти субъекта РФ.


Тема 7. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЛАСТИ В СУБЪЕКТАХ РФ

7.1. Система региональной государственной власти

Федеративное государство предполагает существование как минимума двух уровней власти: федеральный и уровень субъек­тов. Для Российской Федерации как федеративного государства характерно наличие нескольких уровней государственного управления: федерального уровня, регионального (субъектов Федерации) и местного (органов местного самоуправления). Система трехуровневой власти является одним из признаков демократичности государства, а разделение полномочий между этими уровнями власти — признаком ее децентрализации.

Система государственной власти в России имеет два уровня — федеральный и региональный. Конституция регламентирует как исключительные полномочия федеральных органов государ­ственной власти и исключительные полномочия региональных органов государственной власти, так и совместные полномочия федеральных и региональных органов власти. Полномочия органов местной власти в Конституции определены отдельно, поскольку в России гарантируется самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий, и органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Правовым основанием образования и деятельности органов государственной власти субъектов РФ являются Конституция, федеральные законы, конституции (уставы) и законы субъектов Федерации.

Конституция определяет основные принципы, на которых должна строится деятельность органов государственной власти субъектов РФ: самостоятельность и независимость органов власти субъектов РФ, обладающих вне предметов федерального ведения и предметов совместного ведения всей полнотой госу­дарственной власти; государственная целостность и единство органов государственной власти; защита прав граждан на всей территории Российской Федерации; разграничение предметов


ведения и полномочий между федеральными органами и ор­ганами государственной власти субъектов РФ.

Установление общих принципов организации государ­ственной власти субъектов РФ входит в совместное ведение Российской Федерации и субъектов РФ, а система органов государственной власти формируется субъектами РФ самосто­ятельно. Закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ четко установил систему органов государственной власти регионов, которую составляют: 1) законодательный (представительный) орган государственной власти; 2) высший исполнительный орган государственной власти; 3) иные органы государственной власти, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установ­лена должность высшего должностного лица субъекта РФ.

Деятельность органов государственной власти субъектов РФ осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1) государственная и территориальная целостность России;

2) распространение суверенитета России на всю ее территорию;

3) верховенство Конституции и федеральных законов на всей
территории России; 4) единство системы государственной
власти; 5) разделение государственной власти на законодатель­
ную, исполнительную и судебную; 6) разграничение предметов
ведения и полномочий между органами государственной власти
России и субъектов РФ; 7) самостоятельное осуществление
органами государственной власти субъектов РФ и органами
местного самоуправления принадлежащих им полномочий.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ по взаимному соглаше­нию могут передавать друг другу осуществление части своих полномочий.

Специфику организации государственной власти в субъек­тах РФ определяет распределение полномочий исследуемого уровня управления по горизонтали, механизм взаимного сдер­живания и контроля, способ формирования и политическая ответственность исполнительных органов власти и высших должностных лиц субъекта РФ. Именно это характеризует фор­му правления в конкретном регионе в рамках известных трех моделей организации власти: президентской, парламентской или смешанной (президентеко-парламентской).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: