Модель ломаной кривой спроса

Эта модель предполагает, что в случае повышения цены одной из фирм ее конкуренты не последуют ее примеру. Если же одна фирма понизит цену, то конкуренты будут вынуждены сделать то же самое. Теория исходит из посылки, что эластичность спроса в ответ на повышение и понижение цены будет разной. В результате кривая спроса будет состоять как бы из двух разных кривых, в итоге образуется излом (рис.8.12).

Рис. 8.12. Модель ломаной кривой спроса

Соответственно кривая предельного дохода также будет состоять из двух кривых, между которыми образуется вертикальный разрыв, соответствующий точке излома кривой спроса.

Модель ломаной кривой спроса обосновывает тезис об относительной стабильности рыночной цены в условиях олигополии. Если фирма повышает цену, а конкуренты – нет, спрос на продукт данной фирмы быстро сократиться и она будет вынуждена вернуться к прежнему уровню цены. Если фирма понижает цену, конкуренты поступают так же, поэтому фирме не удается завоевать большой сегмент рынка: спрос на ее продукт не будет существенно увеличен, так что понижение цены не имеет особого смысла. Тезис о стабильности цены можно проиллюстрировать графически (рис.8.13).

Рис. 8.13. Кривые предельных издержек и предельного дохода в модели ломаной кривой спроса

Пока кривая предельных издержек лежит в интервале АВ, т.е. кривая предельных издержек пересекает кривую предельного дохода на ее вертикальном отрезке, результирующая рыночная цена будет неизменной. Следовательно, в определенной степени цена не зависит от изменения уровня предельных издержек.

Критики данной модели находят в ней уязвимые места. Во-первых, концепция не объясняет, чем определяется исходный уровень рыночной цены. Во-вторых, достаточно наивно звучит допущение, что конкуренты не будут поднимать цену, если фирма повысит цену, но будут опускать их в ответ на снижение цены одной из фирм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: