Сущность спроса

Спрос — один из фундаментальных критериев рыночной экономики. Он характеризует потребности людей. Однако далеко не всякая потребность может быть и действительно бывает учтена рынком. Для этого она должна стать плате­жеспособной потребностью. Часто говорят, что спрос определяется максимальными возможностями покупателя или его максимальной готовностью заплатить за данный товар.

Вместе с тем у любого явления имеется и количественная сторона. И именно в отношении количественных характеристик спроса в нашем сознании бытует множество превратных представлений. Прежде всего далеко не всегда осознаются те конкретные ограничения, при которых вообще имеет смысл говорить о величи­не спроса. А величина (или объем) спроса определяется именно тем максимальным количеством данного блага, которое может приобрести данный покупатель (поку­патели) за данный период времени при данных условиях.

В этом определении важны оба уточнения. Во-первых, объем спроса — это поток, протекающий во времени. Поэтому всегда надо четко определять, к ка­кому периоду времени относится данная величина спроса. Во-вторых, условия, при которых формируется данный объем спроса, чрезвычайно важны, так как именно они характеризуют ту среду, в которой находится наш принимающий решение о покупке потребитель.

Попробуем выделить в этой среде главные факторы (детерминанта спроса), воздействующие на выбор покупателя:

— цена данного товара (Р);

— цены товаров, заменяющих данный в потреблении, или товаров-субститутов (Ps1,…,Psn);

цены товаров, дополняющих данное благо в потреблении, или комплементар­ных благ (Рср..., Рст);

доход потребителя, выделяемый им для покупки данного товара (Y);

— вкусы и предпочтения потребителя (Z);

— объективные, естественные (внешние) условия потребления (N);

— ожидания потребителей (Е).

От словесной модели, описывающей совокупность факторов, воздействую­щих на объем спроса, мы, используя данные им обозначения, можем теперь пе­рейти к аналитической.

Функцией спроса называется зависимость величины спроса от соответствую­щих указанным факторам величин:

QD =f (Р, Рs1,..., Рsn, Рc1„..., Рcm, Y, Z, N, E).

Функция спроса, взятая в таком обобщенном виде, позволяет описать зави­симость между указанными переменными даже в том случае, когда точное коли­чественное соотношение между ними неизвестно.

Конечно, мы могли бы и расширить данный список факторов, воздействую­щих на спрос (детерминант спроса). Однако и приведенной совокупности вполне хватит, чтобы обречь практика на долгие наблюдения и вычисления. Поэтому чаще всего поступают обратным образом: сокращают число принимаемых во внимание факторов до необходимого минимума. Фактически это означает, что прочие фак­торы считаются неизменными (действует правило ceteris paribus). В крайнем слу­чае получается зависимость объема спроса от цены данного товара:

QD=ƒ(P).

Эту зависимость уже достаточно легко оценить, проводя соответствующие измерения и обобщая полученные в ходе статистических наблюдений данные в виде таблиц (шкал) либо графиков.

При всем многообразии определяемых таким образом конкретных функций спроса их объединяет одно общее свойство: с ростом цены (при прочих равных усло­виях, т.е. когда значения всех факторов, перечисленных выше, не меняются) количе­ство товара, которое способен купить потребитель, сокращается (точнее, не рас­тет). Именно эта эмпирически выведенная зависимость и является законом спро­са. Поэтому выражающая ее на графике кривая спроса (рис.) имеет отрицательный наклон.

P

P1

D

Q1 Q

Пересечение горизонтальной и вертикальной осей графика кривой спроса выражает, с одной стороны, тот факт, что даже бесплатное потребление любого данного блага за ограниченный период времени имеет свои пределы, а с другой стороны, что далеко не все товары покупаются нами даже в очень небольших ко­личествах (или, по обратной функции спроса, чаще всего существует максималь­ная цена, при превышении которой данный потребитель вообще не будет приоб­ретать данный товар).

Когда цена товара изменяется, то имеет место движение вдоль кривой спро­са. Когда изменяется по крайней мере одно из «прочих равных» условий — цены на другие товары, доход, вкусы, предпочтения и т.д. — происходит сдвиг самой кривой спроса. Важно различать движение вдоль кривой спроса и сдвиг самой кривой, отражающие соответственно изменение величины (объема) спроса и измене­ние спроса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: