Лекция 9. 3. Жизнь и быт города XVII – XX веков

Первая харьковская крепость была построена по чертежу, данному чугуевским воеводой Григорием Спешневым в 1655 г. Это был частокол из заостренных бревен, обнесенный рвом и валом протяженностью 1150 м. 28 марта 1656 г. был издан официальный указ царя Алексея Михайловича об учреждении Харьковского воеводства и организации строительства крепости - казацкого полкового города. Для этого в Харьков был назначен воевода Воин Селифонтов. Первоначальная крепость постепенно расширялась и совершенствовалась в соответствии с требованиями тогдашней фортификации: появились оборонительные башни с воротами и дозорными надстройками, стены делались из срубных конструкций с внутренними помещениями и бойницами. Крепости такого типа строились в то время в России на новых территориях повсеместно. Деревянная крепость с десятью башнями имела форму прямоугольника, юго-восточный угол которого немного срезан. Главными сооружениями внутри крепости были: приказная изба, Успенская церковь, Государев двор, пороховой погреб и службы, жилые дома казаков и русских служилых людей. К крепости был пристроен остог, где находились хаты и торговые площади. Восточная граница крепости шла примерно по линии современных стен Института Искусств и Дворца Труда, западная - вдоль обрывистого тогда берега реки Лопань.

Одновременно со строительством крепости шло формирование городских улиц. Кварталы складывались хаотично вокруг первых деревянных церквей, которых к концу XVII в. насчитывалось семь. Главной соборной церковью была Успенская. После пожара 1688 г. Успенскую и Покровскую церкви заменили каменными. С юго-восточной стороны от крепости сформировался посад (Подол). За реками постепенно разрастались новые слободы (Захарьковье и Залопанье). Таким образом, город разрастался сначала в пределах междуречья, а затем - в восточном и западном направлениях - за реками. Крепость постепенно росла: в 1660-62 гг. с южной стороны (в районе пл. Розы Люксембург и прилегавые погреба, склады и амбары. После посещения города Петром I в июне 1709 г. Крепость была расширена до нынешнего Бурсацкого спуска, к ней были пристроены 5 бастионов на углах и дополнительнгая линия укреплений (по линии современных улиц Рымарской и Скрыпника). Эта линия долго сдерживала развитие города в северном направлении. В центральной части крепости находилась большая торговая площадь, в северной части - территория мужского монастыря, которая прежде была за пределами крепости. Эти этапы формирования города зафиксированы картами 1654-1660 гг., 1742.

В 1726 г. в Харьков из Белгорода была перевелена Славяно-греко-латинская школа, преобразованная в 1727 г. в Харьковский Коллегиум -первое высшее учебное заведение на левобережной Украине.

До 1765 г., когда была образована Слободско-Украинская губерния, в Харькове сохранялось казацкое самоуправление. К концу XVII в постепенно растут землевладения царских воевод и казацкой верхушки. Из наиболее состоятельных землевладельцев постепенно формируется местное слободско-украинское дворянство. После ликвидации полкового самоуправления имевшие офицерские чины полковые старшины сравнялись в правах с русским дворянством. В 1780 г. было образовано харьковское наместничество. После победы в Полтавском сражении город теряет свое оборонительное значение. Находясь на пересечении важнейших торговых путей, Харьков становится местом ярмарок, на которые съезжаются купцы не только со всей России, но и из-за границы. Многие из них остаются здесь жить, организуя собственное торговое или ремесленное дело.

В 1768 г. Из Петербурга был прислан в Харьков новый план города, разработанный «Комиссией о каменном строении» под руководством архитектора А.Квасова. Но этот план был реализован лишь частично в пределах центрального ядра. В дальнейшем планы разрабатывались в Харькове выпускниками Прибавочных классов при Харьковском Коллегиуме. С 1767 г. Здесь преподавал присланный из Москвы на должность губернского архитектора И.М. Вильянов. В 1770-х гг. Начинается реконструкция центра города, появляются каменные постройки в стиле раннего классицизма: дом губернатора, Успенский собор (по образцу церкви св. Климента в Москве), Банковская контора, Почтовый двор, военные Провиантские склады. Планировка города в пределах центрального ядра была близка к радиальной схеме: улицы сходились веерообразно в направлении к крепости. Некоторые участки были разбиты по регулярной сетке (Подол, Залопанье).

Первый план застройки г. Харькова был составлен архитектором П. Ярославским - выпускником Харьковского Коллегиума, прошедшим стажировку в Москве. На карте 1804г. уже видна сложившаяся сеть главных улиц. Они сложились в направлении дорог в другие города: Полтаву, Сумы, Змиев, Чугуев, Таганрог, Москву. Наиболее активно выявлено западное и юго-восточное направления. Активно растущие пригородные слободы (Афанасьевка, Довгалевка, Немышлянская), а затем и пригородные села постепенно включаются в состав городской территории.

К началу XIX в. население города составляло 12 тыс. человек. К этому времени были разобраны за ненадобностью оборонительные стены. На месте рвов и валов образовалось полукольцо торговых площадей: Ярмарочная (ныне Конституции), Народная (Розы Люксембург, ныне - Независимости), Лопанский базар (Пролетарская). Новый толчок активному росту города дало открытие в 1805 г. Харьковского университета. Он был размещен в бывшем Губернаторском доме. Постепенно сформировался ансамбль зданий университета и колокольни Успенского собора - главной высотной доминанты города. В строительстве этого ансамбля принимали участие первые архитекторы Харькова: Петр Ярославский, Евгений Васильев, Андрей Тон, работавшие в стиле ранннего классицизма. В состав ансамбля центра вошли также Гостиный двор и здание Дворянского собрания (не сохранились). В 1811 г. по инициативе В.Н. Каразина в Харькове было создано филотехническое общество для распространения достижений науки и техники и содействия развитию промышленности в России. В 1812 г. по инициативе Г.Ф. Квитки-Основьяненко открыт Институт благородных девиц.

С 1820-х гг. В состав города включаются Гончаровка и Москалевка, с 1830-х - восточная часть Холодной горы- здесь селились те, кто не мог построить жилище, соответствовавшее требованиям городских властей, а также переселенцы. Москалевка заселялась отставными солдатами («москалями»). В южной части города (на Основе) помещики Квитки продают земли под застройку. Постепенно застраивается самовольно пришлыми крестьянами бывший выгон - Конная площадь. В это же время был создан Универсистетский сад - в будущем - Сад им. Т.Г. Шевченко.

В 1837 г. вышло «Положение об устройстве губернского города Харькова» и введена должность городового архитектора, на которую был назначен А.А.Тон. вся строительная деятельность ставилась под надзор «Комитета об устройстве г. Харькова». Для строительства жилых домов предлагались «образцовые проекты» 3-х категорий и Высочайше утвержденные планы. На главных улицах запрещалось строительство деревянных домов. Развивается сеть главных улиц: Московская, Петинская, Таганрогская, Екатеринославская. В состав города включаются Клочковская слобода и территория Универсистетского сада.

С исчезновением крепостной стены на севере начинается формирование улиц Сумской и Пушкинской, а за ними - целого Нагорного района на плато -возвышенном естественном мысе между реками. В низменных частях города между главными дорогами располагаются слободы - поселки сельского типа, озера, болота, пашни, пустыри. Особенно заболоченной была пойма реки Лопань. По ее восточной обрывистой границе образовалась целая система оврагов, которые препятствовали застройке. Остатки этих оврагов можно увидеть в саду им. Шевченко, в зоопарке, в районах парка им. Горького и Сумского рынка, по ул. Динамовской.

В 1840-е гг. рост благосостояния купечества способствовал строительству храмов: на Холодногорском кладбище строится Всехсвятская церковь, на Северном - Усекновенская, на Конной площади - Святого Духа. Реконструируются и расширяются старые церкви: Воскресенская, Каплуновская и Дмитриевская. Строится новый театр на Сумской (1843 г.), лавки на Благовещенском базаре. К середине 1840-х гг. В Харькове было каменных домов - 544, деревянных - 3762, фабрик и заводов - 53. В 1866 г. -каменных зданий - 1459, деревянных - 5021. Столь бурному росту строительства способствовала деятельность генерал-губернатора С. Кокошкина: он насильно заставлял горожан сносить старые дома и строить новые, каменные. При нем построены новые корпуса университета, новое 3-х этажное здание Присутственных мест, каменные лавки на рынках, Здание Ветеринарного института в конце ул. Сумской, реконструирована Николаевская церковь в центре города. В 1850 г. население города составляло 40 тыс. чел., в 1860 г. - 60 тыс. чел. Ул. Сумская продлилась до нынешней ул. Иванова (Ветеринарной). Этому способствовало строительство Ветеринарного института в 1854 г. В 1860-х гг.

Новый толчок бурному росту Харькова дает отмена крепостного права и строительство железной дороги, вокзала и железнодорожного городка на Архиерейской леваде (тогда - за чертой города). С 1869 года здесь формируется новый район, строятся жилые дома, трактиры, торговые лавки. Это район Большой и Малой Панасовки и Александровской улицы. С появлением железной дороги в городе активизируется развитие промышленности и растет товарооборот. Сюда устремляются иностранные предприниматели, акционерные общества, компании, открываются банки, мануфактуры, заводы и мастерские, строятся здания для них. С 1852 г. со строительством шоссейной дороги Харьков-Курск открывается движение пассажирских дилижансов на Москву. Это дает новый толчок к росту ул. Сумской. В 1860-х гг. Застраивается ее правая сторона, за 10 лет появляется целая сеть кварталов между Сумской и Немецкой (Пушкинской).

Острая потребность в инженерных кадрах способствует открытию в 1885 г. Технологического института. Расширяется университет: в 1880 г. построено здание медицинского факультета, в 1901 г. - зоологический корпус, в 1914 - химический корпус. В 1893 г. открыто Коммерческое училище, в 1910 - Коммерческий институт. В 1886 г. была открыта общественная библиотека (в будущем - библиотека им. В.Г. Короленко), а также - открыт промышленно - художественный музей, экспозиция которого была подарена Санкт-Петербургом.

К началу XX в. население города вырастает до 200 тыс. чел., к 1917 г. -382 тыс. чел. Население было многонациональным. По переписи 1897 г. украинцами назвали себя 25%, русским- 58%, евреи составляли 5-6%, немцев было 2353 чел., поляков и белорусов - несколько сотен, французов - 240 чел., англичан - 50, шведов -29, датчан - 5, были также караимы, греки, армяне, татары. К концу XIX - началу XX вв. В городе появились храмы различных конфессий: католический костел, лютеранская кирха, еврейская синагога, караимская кенасса, мечеть.

В 1870 г. в Российской империи было введено «Городовое положение», расширявшее права органов городского самоуправления. Управлением городским хозяйством занимаются с этих пор Городская Управа и Городская Дума. Появляются должности Городского инженера, пожарного и санитарного инспекторов. В Харьков направляются выпускники Петербургской Академии художеств. Подготовкой гражданских инженеров начинает заниматься и Харьковский Технологический институт. При помощи новых специалистов на основе геодезической съемки в 1896 г. был разработан проектный план города, в соответствии с которым намечалось расширение границ города в северном и юго-восточном направлениях. Предусматривалось расширение главных улиц до 20 м., благоустройство набережных, строительство новых мостов. В 1894 - 1907гг. Создается Городской парк, Производится озеленение и замощение главных улиц, устанавливаются памятники Каразину, Пушкину, Гоголю. Производились работы по осушению заболоченных и затапливаемых участков, замощено камнем 40% улиц. В 1881 г. проведена первая линия водопровода, в 1897 г. строится электростанция на ул. Кузнечной, в 1910 появляется канализация

Развивается городской транспорт: в 1882 г. проложены две линии конки общей протяженность 12 км., в 1906 г. появляется узкоколейный трамвай, в 1910 г. - автобусный маршрут от вокзала до Сумской. К 1917 г. протяженность трамвайных линий составила 18 км. При том, что конка сохранялась тоже. В 1912 г. было создано Художественное училище, в котором работали И.Е. Репин, С. Васильковский. Прекрасное здание для него в стиле украинского модерна было построено по проекту петербургского архитектора Н.В. Васильева. В 1914 г. по проекту петербургских архитекторов А.И. Дмитриева и Д.С. Ракитина было построено представительное здание Главного Управления Южных железных дорог на привокзальной площади. К этому времени кроме главного вокзала В Харькове были открыты еще два: Балашовский и Левада.

В конце XIX - начале XX вв. в Харькове начинается строительство крупных зданий: доходных жилых домов, банков, заводов, мануфактур, торговых предприятий, складов. Для обеспечения комплексных проектно-строительных работ появляются частные проектные конторы. В 1893 г. открыта первая специализированная проектная контора (СИ. Загоскин, И.И. Загоскин, М.И. Ловцов). С 1858 г. отменяются «образцовые проекты», архитекторам и заказчикам предоставляется полная свобода в выборе стиля. Появляются эклектичные здания в стиле псевдоготики, неоклассицизма, в «русском» кирпичном стиле в новом стиле «модерн». В этот период в Харькове работает множество архитекторов - выпускников Петербургской и Харьковской школ: Б.Г. Михаловский, И.П. Гинш, В.Х. Немкин, К.А. Толкунов, В.В. Величко, СИ. Загоскин, И.И. Загоскин, М.Г. Диканский, М.И. Ловцов, Б.Н. Корнеенко, М.Ф. Пискунов, В.Н. Покровский, Б.С Покровский, А.Н. Бекетов, A.M. Гинзбург, К.Н. Жуков, В.К. Троценко, A.M. Ржепишевский, Ю.С Цауне, З.Ю. Харманский, В.А. Эстрович, В.Г. Кричевский, СП. Тимошенко, В.В. Хрусталев, Ф.И. Шустер. Строятся также крупные здания по пректам петербургских зодчих Н.Н. Веревкина, А.И. Дмитриева, Д.С Ракитина, И.А. Претро, Ф.И. Лидваля, О.Р. Мунца, А.К. Шпигеля, И.В. Васильева.

После революции 1917 г. до 1920 г. строительство было прервано, население города уменьшилось с 380 до 285 тыс. 11-12 декабря 1917 г. I Всеукраинский Съезд Советов объявил Харьков столицей Украинской республики Советов. Особняки и наиболее добротные здания были заняты новыми советскими учреждениями, большие квартира в доходных домах заселялись покомнатно: в то время появилось понятие «коммунального жилища». Строились и новые «дома - коммуны», поселки «нового быта», рабочие поселки при заводах, коттеджи для иностранных специалистов. Для застройки рабочих поселков использовались типовые проекты 2-х, 3-х и 4-х этажных секционных домов с различными вариантами блокировки секций. Дома имели небольшие земельные участки. Такие поселки появились на Лысой горе («Красный Октябрь»), на Новой Баварии, на ул. Плехановской. Это новое веяние в архитектуре активно внедряли в жизнь архитекторы В.К. Троценко, П.З. Крупко, В.И. Богомолов, М.А. Зеленин, И.Г. Таранов -Белозеров, Б.П. Грицевский, СВ. Григорьев (1923 -1926 гг.). Строились также ведомственные кооперативные дома («Дом Специалистов», «Железнодорожник», «Табачник», «Медик», Красный промышленник», дом писателей «Слово» и др.). Появляются новые типы зданий и сооружений: рабочие клубы, театры, стадионы. В архитектуре появляется новое направление -конструктивизм, идут поиски нового архитектурного языка, соответствующего новому времени и новому социальному укладу и образу жизни. Краткий период архитектуры конструктивизма представлен в Харькове, пожалуй, шире, чем в других крупных городах бывшего СССР: он как нельзя лучше соответствует образу новой столицы, огромного промышленного города и вершиной этого стиля стал всемирно известный Госпром, ставший зданием - символом нашего города.

В центральной части города в 1922 - 1932 гг. проводится большая реконструкция: расширено здание Дворянского собрания по проекту арх. А.В. Линецкого (здесь разместился ВУЦИК), построены здания Детского Мира и Товарной биржи, Всеукраинского Кооперативного Союза, произведена надстройка Городского дома, в котором разместился Горсовет, построен универмаг, сооружена большая лестница на Университетскую горку (арх. П.З. Крупко) и здание Химического факультета университета (арх. СМ. Кравец). В то же время целенаправленно разрушались многие храмы. Переименовывались площади и улицы в соответствии с новой коммунистической идеологией, многие исторические названия были утрачены. Ликвидация частной собственности на землю способствовала проведению грандиозных градостроительных мероприятий: появились идеи пробивок новых широких улиц, создания площадей и жилых массивов. Работы по созданию нового генерального плана начались в 1925 г. в отделе коммунального хозяйства горисполкома. Затем в 1929 г. при Горсовете было организовано планировочное бюро, которое возглавил арх. А.А. Мейн. Но разработанный генплан был отклонен по причинам его дезурбанистического характера и в 1931 - 1936 гг. был разработан новый генплан институтом Гипроград (арх. A.M. Касьянов, инж. А.Л. Эйнгорн). Эти планом предусматривался рост населения города к 1950 г. до 1 млн. 650 тыс. чел. (Рис.9).

Институт Гипроград был создан в Харькове в сентябре 1930 г. Он применил принципиально новый подход к формированию генеральных планов городов: город стал рассматриваться как сложная, исторически сложившаяся система, имеющая свои законы роста и развития. В течение 10 лет им были разработаны генеральные планы 28-ми городов Украины, а также г.Ташкента и нескольких городов Белоруссии, генерального плана Киева 1934 г. В СССР в 1930-х годах сложились две градостроительных школы: Московская и Харьковская. Ведущими специалистами Гипрограда были: П. Алешин, М. Давидович, Д. Богорад, И Малоземов, Я. Рутенберг, А. Эйнгорн, Г. Шелейховский, П. Хаустов. За разработку генерального плана г. Харькова (Рис. 9 -нет) А.Л. Эйнгорн был удостоен звания почетного члена Королевского института британских архитекторов. Новые принципы градостроительства предусматривали отделение промышленных зон от жилых, вынесение крупных производств за пределы центральной зоны города, снижение плотности населения за счет укрупнения планировочных единиц застройки, создание системы зеленых массивов как в самом городе, так и в пригородной зоне, расширение старых и пробивку новых транспортных магистралей и обводных дорог, позволяющих разгрузить центр города от транспорта, устройство транспортных многоуровневых развязок, расчистку центра от ветхих строений, определение и использование резервных территорий для строительства новых жилых районов. К сожалению по экономическим причинам многие из этих крупных градостроительных мероприятий не были реализованы или были реализованы лишь частично.

В мае 1930 г. началось строительство Харьковского Тракторного завода (ХТЗ) и 1 октября 1931 г. он уже вступил в строй. В этом же году на базе факультетов Харьковского Технологического института было образовано 23 ВУЗа, в их числе - Харьковский Инженерно-Строительный Институт (ХИСИ), в котором был открыт архитектурный факультет. С 1931 по 1941 гг. были открыты новые предприятия: завод сантехоборудования («Кондиционер»), завод «Авторучка», образовано 46 научно-исследовательских институтов, появились новые жилые массивы: поселок ХТЗ, в котором была воплощена новая градостроительная концепция «линейного города», комплексы «Красный Луч» и «Красный Октябрь». К! 940-му году количество промышленных предприятий в Харькове достигло 200, объем продукции вырос по сравнению с 1913 г. в 12 раз. В городе было 36 ВУЗов (42 тыс.студентов), 41 техникум (14 тыс. учащихся), 138 школ (96 тыс. учащихся), 14 театров, 60 клубов, 304 библиотеки, построено 2 млн. кв. м. жилья. С 1932 г. Харьков стал областным центром.

За годы фашистской оккупации (20 окт. 1941 г. - 23 августа 1943 г.) большинство предприятий, а также 1млн. 600 тыс. кв. м. жилья было разрушено, Выведены из строя водопровод, канализация и газоснабжение, все виды транспорта. Нанесенный войной материальный ущерб оценивался в 33,5 млрд.. руб.

В сентябре 1943 г. был основан проектный институт Горпроект (Харьковпроект), задачей которого стало восстановление города. К 1945 г. восстановлено 600 предприятий, водопровод, транспорт. Население города составило к этому времени 459,3 тыс. чел. В эти годы открыт Театральный институт, создано книжное издательство, построены Плиточный завод и Завод дорожных машин. Завершен новый генеральный план развития города. В 1948 г. промышленное производство достигло довоенного уровня, построено более 700 000 кв. м.. жилья, восстановлена железная дорога. В 1949 г. образован Политехнический институт (ХПИ). К 1950-му году население Харькова достигло 718, 2 тыс. чел.

В 1952 г. построен новый вокзал., в 1955 г. в Госпроме открыт телецентр, в 1957 г. открыт Планетарий.

С 1958 г. в СССР принимается новая жилищная программа: домостроение переводится на индустриальную основу. Создаются экономически выгодные типовые проекты малогабаритного жилья (позже подучившие название «хрущевки») с целью скорейшего обеспечения населения жилплощадью. Начинается быстрый рост новых жилых массивов: Павлова Поля, Новых Домов, Селекционной станции. Население города к 1962 г. достигает 1 млн. человек. В 1960 - 1967 гг. созданы новые ВУЗы: Зооветеринарный, Институт Искусств, Институт Культуры, Институт Радиоэлектроники., Открыт Харьковский филиал НИИ Технической Эстетики. Утвержден новый Генеральный план развития города. Планируется строительство Салтовского жилого массива на базе крупнопанельных серий типового жилья.

В 1974 г. открыто здание нового цирка на 2300 мест. 15 июля 1975 г. пущена первая линия Харьковского метрополитена (10,5 км.. 8 станций), в 1977 г. началось строительство второй линии, которая была открыта в августе 1984 г. В 1978 г. на Павловом поле открылся комплекс Художественной и хореографической школ для детей.

23 августа 1981 г. открыт новый телецентр, в Харькове - 3 программы телевидения. Продолжается строительство новых жилых массивов: Салтовского, Роганского, Холодногорского, Алексеевского. Население города достигает к середине 1980-х гг. 1 млн. 440 тыс чел.

Открыт Харьковский филиал проектного института Укрпроект реставрация, которому принадлежит важная роль в реставрации и реконструкции памятников архитектуры и исторических зданий города.

Основные периоды развития города:

1. 1654 - 1765 гг. - от полкового города-крепости до преобразования в губернский город. 1765 - 1860-е гг. - развитие Харькова как административного, торгово-ремесленного и культурного центра Слободско-Украинской губернии. С 1780 г. Харьков - главный город Харьковского наместничества.

Середина XIX в. - до 1917 г. - Харьков - универсистетский центр и центр активного развития капиталистических отношений, один из крупнейших в Российской Империи. Бурное развитие промышленности и торговли. Крупный железнодорожный узел на путях из Петербурга и Москвы в Крым и на Кавказ.

1917 - 1934 гг. Харьков- столица Советской Украины. Период активного градостроительства, архитектурных конкурсов, стиля конструктивизм.

1941 - 1948 гг. - период войны, оккупации и послевоенного восстановления города.

1948 - 1958 гг. - новый этап роста и развития города.

1959 - 1991 гг. - переход к индустриальному домостроению, активный рост промышленности. Харьков превращается в один из крупнейших образовательных и научных центров СССР. Развитие инфраструктуры, появление метрополитена.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: