Основные теории происхождения государства и права

Тема 1. Государство

Раздел I. Теория государства и права

Теологическая теория (Августин, Фома Аквинский и др.) является одной из самых древних, она отражала теократичес­кие черты первичных государственных образований (узаконивание культовых обрядов, признание роли жрецов, компромисс религиозной и светской властей и др.).

Согласно теологической теории творец всего сущего на Земле, в том числе государства, — Бог. Проникнуть в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государ­ства невозможно. Эта теория не отвергала необходимости со­здания и функционирования земного государства, обеспече­ния надлежащего правопорядка. Придавая государству и госу­дарственной власти божественный ореол, она присущими ей средствами поднимала их престиж, осуждала преступность, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания и разумного порядка.

Данная теория обосновывает свои утверждения о существо­вании высшего божественного закона на основе толкования Библии и других религиозных книг. Например, в качестве ос­новных законов рассматриваются библейские заповеди Моисея «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй» и др.

Патриархальная теория (Аристотель) была широко распространена в Древней Греции и рабовладельческом Риме, в период средне­векового абсолютизма и дошла до наших дней.

У истоков ее стоял Аристотель, который считал, что госу­дарство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение человека с себе подобны­ми невозможно. Как существа общественные, люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи. А уве­личение числа этих семей и их объединение приводят к образо­ванию государства. Аристотель утверждал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.

Теория договорного происхождения государства также воз­никла в глубине веков. В Древней Греции некоторые софисты считали, что государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. По­ложение о том, что государство покоится на взаимном договоре людей впервые встречается у Эпикура.

Сторонники названной теории (Г. Гроций, Б. Спиноза, А. Радищев, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо) исходили из того, что го­сударству предшествует естественное состояние, которое они характеризовали по-разному. Для Руссо, например, люди в ес­тественном состоянии обладают прирожденными правами и свободами, для Гоббса это состояние «войны всех против всех». Затем ради мира и благополучия заключается общественный договор между каждым членом общества и создаваемым госу­дарством. По этому договору люди передают часть своих прав государственной власти и берут обязательство подчиняться ей, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права челове­ка, т. е. право собственности, свободу, безопасность. Соглаше­ние людей, по мысли Руссо, — основа законной власти. В ре­зультате каждый договаривающийся подчиняется общей воле (государству), но в то же время становится одним из участников этой воли. Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители — это уполномоченные народа, обязанные отчиты­ваться перед ним и сменяемые по его воле.

Теория насилия (завоевания) возникла и получила распро­странение в конце XIX — начале XX в. Ее основоположники Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др. опирались на из­вестные исторические факты (возникновение германских и вен­герских государств). Мать государства, утверждают сторонники теории насилия, — война и завоевание. Так, австрийский государствовед Л. Гумплович утверждал, что теория не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно вы­ражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения.

Ирригационная теория связывает возникновение государ­ства с необходимостью строительства и эксплуатации гигантс­ких по тем временам ирригационных сооружений в Месопота­мии, Египте, Индии, Китае, других аграрных областях. Эти процессы повлекли за собой образование класса чиновников-управленцев, различных бюрократических формирований обслуживающих жизненно важные объекты хозяйствования, зло­употребляющих своим положением и постепенно порабощаю­щих общество. Основатель данной теории К. Виттфогель в сво­ей работе «Восточный деспотизм» называет этот исторический период «гидравлической» или «агроменеджериальной» цивили­зацией.

Органическая теория объясняет происхождение государ­ства как результат естественного развития. Ее представители (Г. Спенсер, Р. Вормс и др.) полагали, что государство появляется вместе с людьми, и, как сами люди, оно — творение сил природы.

Марксистская теория происхождения государства наи­более полно изложена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», само название которой отражает связь явлений, обусловивших возникновение анализируемого феномена.

Для марксистской теории характерен последовательный ма­териалистический подход. Она связывает возникновение госу­дарства с частной собственностью, расколом общества на клас­сы и классовым антагонизмом. В. И. Ленин в лекции «О госу­дарстве» характеризовал его как аппарат для систематического применения насилия, как машину для поддержания господства одного класса над другим. Суть марксистской теории выражена в формуле «государство есть продукт и проявление непримири­мости классовых противоречий».

Данная теория связывает происхождение права с расслоением общества на противоположные классы, развитием материального производства, появлением частной собственно­сти и государства. На определенной стадии общественного раз­вития возникает потребность и необходимость охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, что­бы отдельный человек подчинился общим условиям производ­ства и обмена (Ф. Энгельс). Мононормы постепенно заменя­ются правилами поведения общего характера, закрепляемыми в письменных нормативных актах, обеспеченных принудительной силой государства.

Таким образом, в эпоху производящей экономики под воздей­ствием разделения труда, возникновения новых орудий и средств производства, запрета инцеста, появления прибавочно­го продукта, новых форм собственности происходит расслое­ние первобытного общества, обостряются его противоречия, вследствие чего родовая организация социальной жизни изжи­вает себя, и на смену ей приходит новая организационная фор­ма общества — государственность, а для управления и регули­рования новыми экономическими и политическими процесса­ми на смену социальным нормам первобытного общества приходят правовые нормы, подкрепленные государственным принуждением.

Право — система общеобязательных формально определен­ных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от наруше­ний.

Главными признаками права выступают сознательно-во­левой характер, нормативность, формальная определенность, обеспеченность государством, системность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: