Тема 20. Культура Ренессанса

Сам термин “возрождение” (по-французски “ренессанс”, по-итальянски “ринашименто”) впервые встречается у итальянского архитектора, живописца и историка искусств Дж.Вазари (XVI в.) и с тех пор является общепринятым для обозначения исторической эпохи, обусловленной ранней стадией развития буржуазных отношений в Европе. Основанием для такой характеристики этого периода явился возврат к идеалам и принципам античной культуры. Главной темой литературы, искусства, философии становится человек, а сама эпоха может рассматриваться как переход от средневековой культуры к эпохе Просвещения. Именно в это время достигает своего пика кризис теоцентризма как мировоззренческой парадигмы, а изменение социально-экономических отношений, положения личности, борьба городов за свободу и самостоятельность порождают и новые способы, формы осознания мира и изменившегося места человека в нём. И хотя новые духовно-культурные универсалии постепенно выкристаллизовывались в рамках христианского миропонимания, где ещё невозможен отказ от идеи Бога вообще, сам характер понимания и объяснения мироздания, возможностей и способностей человека намного ближе к античной традиции, чем к средневековой. Культура эпохи Возрождения уже выходит за пределы традиционализма, закладывая основания не только новой мировоззренческой парадигмы, но и способ её функционирования. Традиционализм, восходящий к античности, дополняется рационализмом, зачатки которого возникают именно в эпоху Ренессанса.

Новые духовно-культурные универсалии формируются первоначально как тенденции осознания изменившихся условий наличного бытия в повороте от теоцентризма к гуманизму. Интерес к античному наследию, первоначально проявившийся в стремлении очистить труды греко-римских мыслителей от напластаваний схоластики, в искусстве и художественной культуре, нашел свое выражение в новом идеале прекрасного, гармоничного человека, что привело к секуляризации искусства, возникновению теоретического искусствоведения. Возродилась античная теория мимезиса (подражание жизни), суть которой образно выразил один из лучших представителей творческого гения эпохи Леонардо да Винчи: “кто может идти к источнику, не должен идти к кувшину”.

Эпоха Возрождения для наиболее развитых стран Европы – это период зарождения машинного производства, складывания капиталистических отношений, формирования национальных государств и абсолютных монархий, возвышения буржуазии в борьбе и противостоянии с феодальной структурой общества, эпоха глубоких социальных конфликтов, вылившихся в крестьянскую войну в Германии, религиозные войны во Франции и революцию в Нидерландах, движение Реформации и католической Контр-реформации в Европе. Весь дух эпохи был буквально пронизан глубочайшими социально-политическими и идеологическими конфликтами, и в тоже время – достижениями в естествознании, великими географическими открытиями, созданием Н.Коперником новой космологии (которой позднее предстоит стать одной из основ новой мировоззренческой парадигмы).

Хронологические рамки эпохи Возрождения в различных регионах континента не совпадают, но в культурологии общепринят подход, в соответствии с которым её начало лежит в особенностях культуры Италии со второй половины XIII-XIV в.в. до середины XVI века. Итальянское Возрождение подразделяется на несколько этапов: сер.XIII-XIV в.в – Проторенессанс (предвозрождение) и треченто; XV век – раннее Возрождение (кватроченто); конец XV – первая половина XVI в. Высокий Ренессанс (чинквеченто). Возрождение как целая эпоха в культуре, характеризуемая своими собственными специфическими особенностями, относится не только к итальянской, французской, испанской, но и к общеевропейской культуре в целом. Выделяют также белорусское Возрождение, эпоху русского Ренессанса.

Доминирующими особенностями культуры Ренессанса явились:

1. становление экспериментальных методов в естествознании, медицине, рост объема знаний, что привело к зарождению рационализма;

2. поворот от теоцентризма к антропоцентризму. Центральной фигурой культуры во всех ей проявлениях становится не мир небесный, не Бог, а человек, который понимается как творение Божие, и как неотъемлемая часть природы, что привело к усилению интереса в познании и объяснении человека в его земном предназначении, так и к изменению взглядов на природу Бога. Место теоцентризма в его ортодоксальном христианско-богословском варианте постепенно занимает пантеизм – картина мира, в которой явно просматривается тенденция отождествления Бога и природы, обожествление природы и человека. Человек при этом оказывается центральным звеном цепи космического бытия, именно в нём максимально проявляется творческая энергия и мощь, созидательный потенциал, ответственность за самого себя и мир как таковой. Этим обусловлен интерес к проблеме человека не только в философии, науке, но и в искусстве – человек становится центральной темой художественной культуры, а его возвышенные интеллектуальные, духовные и физические качества – основными её сюжетами. Героический идеал гармоничного сплава духовного и природного – это эстетический принцип, лежащий в основе системы ценностей культуры Возрождения. Ярким примером здесь предстаёт скульптура Давида, созданная Микеланджело Буаноротти, которая стала своеобразным художественным символом менталитета эпохи.

3. Гуманизм (от лат. Humanus –человеческий, человечный, образованный) - это и характерная черта культуры Ренессанса, и направление светской и философской мысли данной эпохи. Вместо средневекового идеала аскетизма и идеологемы грехопадения – откровения-искупления, менталитет Возрождения пронизан идеей права человека на реализацию самого и своих возможностей в земной жизни, что в свою очередь порождает принцип свободы личности и мечту о справедливом государственном устройстве (Т.Мор “Утопия”, Т.Кампанелла “Город солнца”, Н.Макиавелли “Государь”). В тенденции ренессансного гуманизма можно усмотреть зарождение новой идеологемы, которая будет преобладать в западноевропейской культуре позже в эпоху Просвещения и Нового времени – идею равенства, свободы и счастья всех людей.

Гуманизм в литературе - Данте Алигьери “Божественная комедия”, Ф.Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль” (в данной работе ярко прослеживаются народные, связанные со “смеховой” культурой истоки гуманизма), Сервантес ”Дон Кихот Ламанчский”, творчество Шекспира.

В философии Эразма Роттердамского, его диспутах с Мартином Лютером о свободе воли, в “Похвале глупости” как гимне разумности, просвещенному человеку, отразились основные идеи гуманизма. Пико делла Мирандола в трактате «О достоинстве человека» сформулировал ценности гуманизма. М.Монтень в своих «Опытах», не только отвергает христианское понимание человека как венца божественного творения, но и антропоцентризм своих современников – человек должен осознать себя частицей величественной, вечной и постоянной изменчивости природы. Свобода же его – в признании природного закона, в жизни и деятельности сообразно ему. Остроумие, скептицизм и вольнодумие, парадоксальность и афористичность высказываний поставили “Опыты” Монтеня в ряд лучших философских произведений эпохи позднего Ренессанса.

В науке гуманизм проявляется и как усиление интереса к природе человека (исследования в области медицины) и его социальному положению, правам и свободам. Появление искусствоведения, трактатов и работ по теории искусств привело к созданию принципа “золотого сечения” Пачали.

Человек как центральная фигура культурологемы Возрождения взят в героическом масштабе, в нем подчеркивается всё возвышенное, лучшее, благородное. Эстетический идеал – человек прекрасный, в момент высшего напряжения духовных сил.

Северное Возрождение, хронологически начинается позже (с 16 века), проходит совместно с религиозным движением - Реформацией. Результатами реформационных преобразований явились социокультурные изменения во всех сферах жизни, завершение эпохи Ренессанса, формирование нового направления христианства – протестантизма.

Кризис католицизма и папской власти, недовольство церковью, её богатством, роскошью, наживой на индульгенциях породили потребность в упрощении обрядности, догматики, культовых действий, что привело к возникновению новых религиозных объединений и протестантских общин. Формирование протестантизма, начало которому положил Мартин Лютер, связано с именами Т.Мюнцера, У.Цвингли, Жана Кальвина. При всех различиях конфессий, протестантизм имеет общие черты: 1) отрицание власти римского папы и монашества; 2) единственным авторитетом веры признавались Священное писание; 3) признание права верующих читать и истолковывать Библию; 4) спасение человек получает не от церкви, а только как божественную благодать. Важнейший догмат - учение об оправдании личной верой в искупительную жертву Иисуса Христа. Все члены общины могут участвовать в её религиозной жизни – это учение о всеобщем священстве. Из всех таинств здесь признаются только причастие и крещение.

Протестантизм – условное название, объединяющее ряд религиозных направлений, таких как лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методизм, баптизм и др. Возникновение протестантизма оказало влияние на социокультурные процессы Северной Европы, стимулировало появление новых культурных норм и развитие художественной культуры. Искусство, изгнанное из храмов, во всё большей мере приобретает светский, нерелигиозный характер (в живописи появляется пейзаж, бытовые сцены и т.д.) Формируется новый, основанный на протестантском вероучении, морально-этический кодекс, который М.Вебер назвал “духовным оправданием капитализма в Европе”. Дух реформационных изменений выплеснулся и за пределы самой европейской территории, стимулировал освоение американского континента (первые переселенцы, как правило, были протестантами). Расширение воздействия возрожденческих инноваций привело к изменениям культурной жизни славянских народов.

Черты Возрождения в литературе, искусстве, философской мысли в Беларуси воплотились в религиозной форме и были тесно связаны с Реформацией. В 16-17 веках города становятся центрами ремесла и торговли, формируется этническое самосознание и лингвистическая общность. К этому периоду относится возникновение и расцвет книгоиздания, оригинальное летописание, белорусский становится государственным и литературным языком. Возникновение разных школ и развитие системы образования способствовали проникновению идей гуманизма в культуру, в том числе и в педагогику. Возникает религиозный скептицизм (Ф.Скарина, С.Будны, Л.Зизаний), основанный на идее субъективизма веры, пересмотра ортодоксальных религиозно-философских понятий, самостоятельной интерпретации библейских текстов, знаменовавший поворот к гуманизму и всестороннему изучению человека.

В 15-16 в.в. в искусстве Беларуси воплотились как черты средневековой, так и ренессансной художественной культуры. Наряду с храмовой архитектурой развивается городская (госпитали, ратуши и т.д.), архитектура. В скульптуре выявляются формы человеческого тела, пластика становится объемной. В живописи на смену иконе приходит портрет, доминирует насыщенность цвета и рисунок, используется растительный орнамент. Наиболее полно черты Возрождения проявились в гравюре, развитие которой связано с деятельностью Ф.Скарины (иллюстрации к его книгам). Появляются нотные издания.

Брестская уния 1596 г. явилась, значимым фактом не только религиозной, но и культурной жизни белорусов. Уния как объединение католической и православной церквей на территории Речи Посполитой была объявлена на церковном Соборе в Бресте. По её условиям православная церковь на этой территории признавала главенство Римской курии и основные догматы католицизма, но богослужение происходило на церковнославянском языке.

Часть населения во главе с крупнейшими феодалами, духовенством выступили против Унии, расширение которой вызвало протест и борьбу за сохранение национальной культуры, языка, традиций и обычаев. Особую роль в ней сыграли православные братства и “братские школы”. В результате была легализована деятельность Русской православной церкви (1633г.) Ученики и учителя “братских школ” стали выдающимися деятелями эпохи Возрождения в Беларуси.

Тема 21. Европейская культура Нового времени (XVII-XVIII века)

В культурологии Новым временем обозначают период формирования культуры индустриального общества, преимущественно по отношению к Европе. Хронологически охватывает XVII, XVIII в. и первую половину XIX века, но по своему значению это эпоха формирования культуры нового типа характеризующей техногенную цивилизацию. Его началом явились научные, промышленно-технологические и социальные революции, изменившие пространство культуры и духовный менталитет, в основе которого теперь лежит антропоцентризм как мировоззренческая парадигма. В русле развития и углубления идей Возрождения и Реформации возникает новая “классическая” естественнонаучная картина мира, в центре которой – человек. В структуре культуры выделяются такие ее специализированные сферы как наука и техника.

Реформы во всех сферах социокультурного бытия, демократические преобразования общества, научная революция, утверждение рационализма в мировоззрении образуют единый мощный поток культурных достижений.

На основе научных и технических изменений мировоззренческими ориентациями становятся сциентизм и рационализм, в доминировании которых значительную роль сыграли философские концепции Ф.Бэкона, Р.Декарта, Б.Спинозы, французских и немецких деятелей эпохи Просвещения. Характерной чертой культуры становится ее светский характер, т.к. религия все в меньшей степени оказывает воздействие на другие ее сферы. Рост городов и городского населения ведут к формированию урбанистической культуры.

Период, предшествующий Великой французской революции (1789 г.), а также европейскую культуру XVIII века называют эпохой Просвещения.

Просвещение – идейное и общественное движение в европейских странах, отстаивавшие идеи равенства всех перед законом, гуманизации всех сфер социальной жизни, утверждения прав и свобод личности, необходимости доступности образования. “Ось” просветительских теорий – вера в могущество и всесилие человеческого разума, утверждение рационализма в мировоззренческой парадигме. Общими для ”просветителей” являлись цели и идеалы: свобода, благосостояние всех людей, мир, веротерпимость, а также критическое отношение к авторитетам и догмам, вольнодумство. Это течение развивалось представителями разных классов и сословий: аристократии и дворянства, духовенства и “третьего” сословия. Формируется новый субъект культурно-исторических преобразований – интеллигенция, которую представляют выходцы из всех слоев общества. Идеалы Просвещения и деятельность интеллигенции способствовали повышению образовательного и культурного уровня населения, расширению рынка газет, книг, произведений искусства. Так начинаются процессы коммерциализации культуры, ее доступности. ”Завершение эпохи Просвещения явилось, с культурной точки зрения, возникновение массовой культуры. Ее следует считать низшим слоем буржуазной культуры” (А.И. Кравченко. Культурология: Учебное пособие для ВУЗов. – М., 2001. – с.318).

Разнообразие условий социокультурной жизни XVIII века детерминировало специфику процессов Просвещения в европейских странах. Выделяют английское Просвещение, идеалы которого оформились под влиянием идей Джона Локка и Т. Гоббса. В нем отсутствовало противостояние англиканской церкви и просветительских концепций, в основе лежали процессы коллективной созидательной деятельности. Французское Просвещение испытало сильное воздействие аристократической культуры, и в то же время ему присущи свободомыслие и радикализм, конфликты с католической церковью и государственной властью. Атеистические взгляды, критика религии и церкви характерны для Д.Дидро, П.Гольбаха, Гельвеция, Ж.Ж.Руссо. Немецкое Просвещение развивалось в русле реформы образования, создания начальных школ и профессионального обучения. В рамках деятельности просветителей рождается романтизм как художественное и идейное направление. (Его представителями были Новалис, Ф.Шиллер, Гете, А.Шлегель).

Просвещение в России явилось следствием процессов модернизации культуры и социально-экономических преобразований. Традиционализм допетровской эпохи сменяется ориентацией на западноевропейскую систему ценностей, приоритеты европейской культуры. Художественная культура: архитектура (Санкт-Петербург, Д.Трезини, М.Земцов, Растрелли – барокко, классицизм – Валлен Деламот, Баженов, Старов, В.И.Баженов), скульптура (М.Павлов, Э.Фальконе, Ф.Шубин, Ф.Гордеев, И.Щедрин), живопись (И.Никитин, А.Матвеев, А.Антропов, И.Аргунов, Ф.Рокотов, Д.Левицкий, В.Боровиковский).

Просветительские тенденции в русской культуре привели к трансформации ее ценностно-смысловой наполненности, формированию дворянской культуры. Развивается система образования (в 1721г. открыт первый русский университет), вводится гражданская азбука, в развитии естествознания значительную роль сыграл энциклопедист и гуманист М.В.Ломоносов. Появляется литература светского характера, формируется журналистика.

В Беларуси в результате распада Речи Посполитой усиливаются процессы полонизации, окатоличивания населения. Традиции и ценности белорусской культуры (при запрещении белорусского языка) теперь сохраняются народом в фольклоре, обрядах, бытовой культуре.

Противоречивость и полифоничность социокультурных изменений Нового времени появились в антитезе, противоположности таких направлений художественной культуры как барокко и классицизм.

Барокко (букв. странный, причудливый) – стиль искусства, возникающий в Италии в конце XVI века, характерный для художественной культуры до конца XVIII века. Эстетические принципы барокко:

1) единство, синтез реального и фантастического;

2) зрелищность, контрастность, драматизм – ориентация на эмоционально-чувственное воздействие и восприятие произведений искусства;

3) декоративность, контрастность, эффектность в сочетании с мотивами мученичества, экстатичности, экзальтации;

4) масштабность и многоплановость достигаются через слияние видов искусства, сочетание его различных форм.

В барочной архитектуре преобладают городские и парковые ансамбли, особую роль играет фасад и планировка зданий, декоративность оформления. Ведущими представителями барокко были Л.Бернини, Ф.Борролини, В.Растрелли. Живопись (представленная в работах Караваджо, П.Рубенса, А.Ван Дейка и др.) пронизана напряженностью, динамизмом, экзальтацией, элементами мифологического и аллегорического характера. В литературе (П.Кальдерон, Т.Тассо, Симеон Полоцкий, М.В.Ломоносов) преобладает возвышенность, художественная образность, эффектность словосочетаний. На первый план в художественной культуре выдвигаются музыкально-театральные жанры – опера, оратории, кантаты, пассионы (синтез искусств проявляется и в области культовой музыки, в творчестве И.С.Баха).

Классицизм как направление художественной культуры отражает контрастность человеческой личности в условиях изменившихся социокультурных реалий. Эстетические принципы классицизма:

1 идеализация древнегреческой культуры и искусства, ориентация на нравственные принципы и идеи гражданственности

2 приоритет воспитательного значения искусства, признание ведущей роли разума в познании прекрасного

3 пропорциональность, строгость, ясность в классицизме сочетаются с законченностью, завершенностью художественных образов, универсализмом и нормативностью.

Классицизм проявил себя в архитектуре (К.Леду, Ж.Габриэль, Ф.И.Казаков), в живописи (Н.Пуссен, Ж.Л.Давид, Д.Рейнолдс, Т.Гейнсборо), в музыке и литературе. Фактически в истории культуры классицизм явился последним целостным художественным направлением с единой стилевой ориентацией и канонами эстетического творчества.

Социально-политические преобразования в Европе, французская революция и войны начала XIX века изменили лицо культуры, похоронили веру в возможность ненасильственного прогресса, но, в то же время, детерминировали процессы формирования культуры нового типа – культуры индустриального общества и техногенной цивилизации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: