Общие требования к содержанию курсовой работы

Курсовые работы оформляются в виде рукописи, излагающей постановку проблемы, содержание исследования и его основные результаты. В число требований, предъявляемых к содержанию курсовой работы, входят следующие: правильность, полнота изложения материала, отражение основной литературы по вопросу, владение соответствующим терминологическим аппаратом; логичность, приемлемый уровень языковой грамотности, включая владение функциональным стилем научного изложения.

Студент сам определяет логику построения основной части работы. Возможны следующие варианты:

а) общая часть и особенная;

б) становление правовой регламентации вопроса и характеристика современной нормативно-правовой базы;

в) понятие, источники правового регулирования и содержание и/или динамика складывающихся в этой сфере правоотношений;

г) содержание и значение рассматриваемых отношений и стадии их реализации;

д) теоретическая, аналитическая и практическая часть и т.п.

К формулировке заголовков глав и пунктов курсовой работы выдвигаются такие основные требования: сжатость, четкость и синтаксическое разнообразие в построении предложений с преобладанием простых; последовательное и точное отображение внутренней логики содержания работы.

При этом не допускается текстуальное и смысловое тождество называния курсовой работы и ее структурной части. Например, при теме "Правовое регулирование розничной купли-продажи" структурная часть работы не может быть названа "Розничная купля-продажа: правовая регламентация".

Не следует использовать в заголовках неопределенные формулировки, например, "Анализ некоторых вопросов...", а также формулировки-штампы типа: "К вопросу о...", "К изучению...", "Материалы к...".

Опыт руководства курсовыми работами показывает, что неудачным будет выбор в качестве самостоятельной структурной части работ таких вопросов, как актуальные проблемы рассматриваемого института, судебная практика по соответствующему вопросу.

Весьма осторожным следует быть при рассмотрении истории какого-либо института без заданных заранее хронологических рамок. Распространена ошибка, когда студент "перепрыгивает" от изложения регламентации исследуемого института в римском праве (причем римское право для студента сливается в некое обобщенное статичное явление без учета периодизации) к советскому периоду развития российского права.

Не следует подходить к рассмотрению главного вопроса издалека. Так, если курсовая работа посвящена завещанию, то вряд ли уместно начинать с общих положений о наследовании.

Анализ привлеченных материалов должен быть подчинен тем задачам, которые поставлены в работе. Каждая глава, пункт завершаются выводами, которые служат своего рода ответом на поставленный в названии вопрос. Выводы должны вытекать из предшествующего текста.

Например, при рассмотрении понятия гражданско-правового договора, необходимо не только рассмотреть различные его аспекты (договор – юридический факт, договор – соглашение сторон; договор – документ и проч.), нужно проанализировать различные его определения, изучить законодательный подход к этому понятию и сделать свой вывод.

В курсовых работах необходимо стремиться придерживаться научного стиля изложения. Его характерной чертой является формально-логический способ изложения материала, который предполагает четкие и однозначные формулировки, последовательное, непротиворечивое и полное изложение материала, смысловую законченность, целостность и связность, целенаправленность и прагматическую установку, использование специальной терминологии. Эмоциональные языковые элементы в курсовой работе не играют особой роли. Восклицательные предложения не допускаются, вопросительные предложения должны быть сведены к минимуму, поскольку постановка вопроса в курсовой работе должна подразумевать наличие ответа. Излишние литературные изыски и украшения речи (гиперболы, метафоры, художественные сравнения и т.п.) не соответствуют научному стилю курсовой работы.

Научному стилю присущ ряд общих условий функционирования и языковых особенностей: 1) предварительное обдумывание высказывания; 2) монологический его характер; 3) строгий отбор языковых средств; 4) тяготение к нормированной речи.

В научной речи распространены указательные местоимения "этот", "тот", "такой", "названый", "данный". Они не только конкретизируют предмет, но и выражают логические связи между частями высказывания. Местоимения "что-то", "кое-что", "что-нибудь" в силу неопределенности их значения в тексте не используются.

Для текста курсовой работы, требующего аргументации и выявления причинно-следственных отношений, характерны сложные предложения. Преобладают сложные союзные предложения, где используются союзы "благодаря тому что", "между тем как", "так как", "вместо того чтобы", "ввиду того что", "оттого что", "вследствие того что", "после того как", "в то время как" и др. Употребляются предлоги "в течение", "в соответствии с...", "в результате", "в отличие от...", "наряду с...", "в связи с..." и т.п.

Важнейшим средством выражения логических связей являются специальные слова и словосочетания, которые могут обозначать последовательность развития мысли, противоречивые отношения, причинно-следственную связь и т.д.[5]

В курсовой работе используются вводные слова и словосочетания, указывающие на степень достоверности сообщения: достаточно высокую (конечно, разумеется, действительно), среднюю (видимо, надо полагать), весьма невысокую (возможно, вероятно).

Обязательным условием объективности изложения материала является также указание на то, каков источник сообщения (по сообщению, по сведениям, по мнению, по данным). Не рекомендуется употреблять выражения-штампы, вести изложение от первого лица: "я наблюдал", "я считаю", "мне кажется", "по моему мнению", возможно использование таких оборотов как «по мнению автора», «по мнению автора настоящего исследования», «с точки зрения автора», «представляется, что» и т.д. Следует избегать в тексте частых повторений слов или словосочетаний.

При упоминании в тексте фамилий (ученых-исследователей, практиков) инициалы, как правило, ставятся перед фамилией (Г.К. Дмитриева, а не Дмитриева Г.К.), как это принято в сносках и библиографии.

Необходимо обратить и на специфику собственно юридического языка, что, несомненно, отражается на содержании работы:

· большой удельный вес понятий и терминологических систем;

· тесная связь с языками нормативных правовых и правоприменительных актов, что ведет порой и к вынужденному повторению ошибок юридической техники (отождествление уголовного процесса и уголовного судопроизводства), использованию вслед за законодателем большого количества слов синонимов;

· невозможность нейтрализации манипулятивного потенциала отдельных юридических понятий[6], что не характерно обычно для нейтрального языка научного исследования (особая жестокость, пропаганда наркомании, злостное уклонение);

· использование сокращений и аббревиатур (ГК, УК, ООН и т.п.), иногда являющихся дуплетами (например, ФАС);

· большая доля заимствований: из латинского языка, во многом обусловленное рецепцией римского права, из французского (республика), немецкого (например, банкрот); английского (импичмент).

· распространенное использование латинских юридических выражений в их первоначальном написании (a prima facie, ad hoc, inter alia, per se, pro et contra, sui generis), для Евросоюза характерна и французская терминология (например, acquis communautaire);

· использование слов и словосочетаний, не встречающихся за пределами правовой сферы (управомоченный, неоказание);

· использование схожих сочетаний слов, не допускающих перемены их местами (для сравнения: система права и правовая система);

· придание разного смысла одинаковым понятиям в разных отраслях юридической науки;

· тенденция к интернационализации[7].

Введение и заключение обычно пишутся после написания основной части курсовой работы. Они имеют свое строго функциональное предназначение, это не предисловие и не послесловие, они не формируются "по остаточному принципу" – из всего, что не вошло в основную часть.

Во введении 1) обосновывается актуальность темы, ее практическая значимость; 2) дается обзор литературы по теме; 3) определяются объект, предмет, 4) цель и задачи исследования; 5) рассматриваются методы, с помощью которых оно проводилось; 6) раскрывается структура работы, ее основное содержание.

При освещении актуальности надо показать суть проблемы. Не следует все темы обосновывать "переходом России к рыночной экономике" или "построением правового государства", достаточно определить, где проходит граница между знанием и незнанием о предмете исследования. Актуальный характер тема может приобрести в связи ростом числа судебных дел по исследуемому вопросу, в связи с принятием нового законодательного акта или изменением действующих и т. д.

Во введение включается обзор литературы по теме исследования, во-первых, с целью показать научную актуальность темы (например, в силу устаревшего характера сведений, содержащихся в имеющихся исследованиях и необходимости их теоретического переосмысления в связи с существенным изменением законодательства, в силу отсутствия комплексных исследований по теме, их недостаточности и т.п.), а во-вторых, с целью обозначить методологическую основу исследования, для чего выделяются наиболее значимые работы. Кроме того, во введении дается краткая характеристика нормативно-правовой основы исследования, проведено ли оно только с использованием российского законодательства либо изучен также зарубежный опыт, дан ли в работе анализ только международных договоров Российской Федерации либо используются международные договоры, в которых наша страна не участвует.

При выяснении объекта, предмета и цели исследования надо учитывать, что между ними и темой курсовой работы существуют логические связи. Объектом исследования является вся совокупность отношений различных аспектов теории и практики науки, которая служит источником необходимой информации. Предмет исследования – это только те существенные связи, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, являются главными, определяющими для конкретного исследования. Таким образом, предмет исследования ýже объекта исследования, он определяет аспект изучения, дает представление о содержании объекта исследования, о том, какие новые отношения, свойства, аспекты и функции объекта раскрываются. Другими словами, объектом выступает то, что исследуется, а предметом - то, что в этом объекте получает научное объяснение.

Например, при теме "Средства мирного разрешения споров в международном праве", объектом исследования являются международные отношения, складывающиеся по поводу мирного разрешения споров, а предметом – правовое закрепление способов урегулирования международных разногласий.

Цель работы определяется ее темой и предметом. При этом, необходимо учесть что цель – это всегда конечный результат исследования, но ни в коем случае не процесс, поэтому нежелательно формулировать цель используя такие слова, как "рассмотреть", "изучить", исследовать". Гораздо целесообразнее, использовать глаголы, отражающие вполне конкретный результат, такие, как "установить", "проанализировать", "рассмотреть", "изучить", исследовать", "сравнить", "выделить", "выявить" и т.д. Однако цель не должна дублировать все или одну из задач. Задачи служат достижению целей, в соответствии с задачами определяется структура работы (ее главы, пункты).

Поэтому целью курсовой работы по теме «Средства мирного разрешения споров в международном праве» может быть выработка новой концепции мирного разрешения международных споров, отражающей новые тенденции в развитии международного права. Задачи же могут включать анализ соответствующей литературы, нормативной базы и судебной практики; рассмотрение основных этапов становления принципа мирного разрешения споров и формирования и правового закрепления перечня средств их разрешения; определение и краткую характеристику имеющихся средств, выявление устаревших средств и анализ тенденций формирования новых и т.д.

Для научных исследований в праве наиболее типичными являются следующие цели (подробнее см. таблицу 3):

· теоретическое объяснение (описание) определенного явления;

· построение новой концепции (теории);

· прикладное "монодисциплинарное" исследование;

· прикладное "комплексное" исследование;

· методологические исследования и разработки (критика, анализ, программирование, проектирование и т.д.) и другие.

Таблица 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: