Вопрос 12. Культурно-исторические и научные факторы формирования геоцентрической и гелиоцентрической моделей мироздания

Вопросы 11 и 12 рассматриваются вместе.

2014-10-20

Период — в основном 1401-1650.

В Эпоху возрождения происходит мировоззренческая революция, которая, возвысив положение человека в мире, покончила с догматическими установками схоластической науки. Отношение человека к богу вытесняется отношением человека к божественной природе. На место теизма приходит пантеизм.

Величайший мыслитель этой эпохи — Николай Кузанский — указывает на ведущее положение разума в деле познания мира. Это было связано с тем, что идеалом для Эпохи возрождения была античность с её рациональной картиной мира.

История науки 16 века в первую очередь была связана с развитием медицины и биологии. Сочетание алхимии с медициной привело к возникновению так называемой ятрохимии(?). Ятрохимия(?) рассматривает процессы, происходящие в организме, как химические. Соответственно, она характеризует болезнь как нарушение химического равновесия.

Это утверждение актуально до сих пор. Не обязательны таблеточные формы воздействия, возможны другие. Но в основе — химическое равновесие.

Основоположник ятрохимии(?) — великий алхимик и врач Парацельс.

Происходит дальнейшая систематизация в области биологических наук, что приводит к открытию нидерландским натуралистом Левенгуком микроорганизмов. С возникновением эмбриологии, в биологии возникают два противоположных направления: эпигенез и преформизм.

Представители эпигенеза, в частности, Рене Декарт, были последователями Аристотеля и считали, что формирование организма (функции тканей, органов) определяется исключительно внешними факторами.

Сторонники преформизма, в частности, Лейбниц, доказывали обратное, утверждая, что развитие организма есть лишь количественный, а не качественный рост того, что изначально содержится в зародыше.

Вторая концепция лучше сочеталась с религиозной доктриной креационизма (сотворённости): сотворив мир, бог предопределил суть каждой вещи. Такая позиция не противоречила тем культурно-историческим особенностям и тому научному содержанию, характеризующему мир в целом, которые имели место до средневековья и в эпоху средневековья. Она вполне вписывалась в контекст Аристотелево-Птолемеевой геоцентрической модели картины мира. Геоцентрическая модель устраивала теологию и традиционную религиозную культуру.

Первый, решительный шаг к построению классической картины мира совершил польский астроном Николай Коперник.

На фоне формирования в Эпоху возрождения нового мировоззрения геоцентрическая система Птолемея перестала удовлетворять необходимости пересмотра этой модели мироустройства. Требовали и астрономические открытия 16~17 веков:

Гелиоцентрическая модель Коперника. В 1543 году вышла работа Коперника «о вращении в небесных сферах», где Коперник математически обосновал гелиоцентрическую идею. Новая система, в противовес Птолемеевой, поместила в центр мира звезду Солнце. Основываясь на ней, в начале были построены новые астрономические таблицы, затем, в 1582 году была произведена реформа Юлианского календаря: был введён Григорианский календарь. Научная ценность гелиоцентрической системы, что она позволяла объяснить ранее непонятные явления (e.g. причины смен времён года, суточного движения небосвода &c). Теория Коперника полностью подорвала тот метод познания и то мировоззрение, на котором основывалась схоластическая наука. Первый мировоззренческий вывод из идей Коперника сделал итальянский монах Джордано Бруно, заявивший (в отличие от самого Коперника), что звёзды не образуют замкнутой сферы → во вселенной много систем подобных нашей Солнечной. (По Копернику, Космос стал больше, но по-прежнему конечный замкнутый, включающий 36 «кругов мира»). За подобные сверхреволюционные астрономические явления Джордано Бруно был сожжён инквизицией в 1600 году в Риме. Наступил 17 век.

В 1609 году появляется работа астронома и математика Иоганна Кеплера «Новая, изыскивающая причины астрономия, или физика неба». В 1619 году вышла работа «Гармония мира». Кеплер математически интерпретирует Коперника. Более того, он утверждает идею эллиптического характера орбит. Он осуществил математическую обработку математических наблюдений, выполненных и завещанных ему датским астрономом Тихо Брага, который, до Кеплера, наблюдая за кометами, в отличие от Коперника пришёл к отрицанию независимых материальных сфер и к замене их орбитами.

Физика с греч. означает природа.

Космическое пространство стало как бы нематериальным, в котором было эллипсоидальное движение материальных тел.

Законы Кеплера окончательно сформировали идею математической гармонии во Вселенной. Для этого пришлось отказаться от тысячелетнего предрассудка, гласившего, что планеты движутся по круговым орбитам с равномерной скоростью.

Кеплер первым поставил вопрос о физической причине такого движения: силой, заставляющей двигаться планеты, является магнитное(sic) притяжение Солнца.

Наиболее существенный вклад в формирование гелиоцентрической модели внёс Галилео Галилей (вторая половина 16 ~ первая половина 17 веков). Галилей, благодаря сконструированному им же телескопу открыл горы и впадины на Луне, пятна на Солнце и четыре спутника Юпитера. Картина мира с Землёй в центре, таким образом, рушилась, потому что Юпитер оказался центром для своих спутников.

Кроме того, Галилей обосновал единство законов физических и математических как для земного, так и для небесного миров. Космос стал един. Принципы движения тел под принципом сил изложены Галилеем в «Диалоге о двух системах мира». Этой работой был заложен фундамент классической механики, а вместе с ней и всей классической науки.

Хотя Галилей и не воспринял идей Кеплера, тем не менее он дал физическое обоснование гелиоцентрической модели Коперника, которая с 1616 года была запрещена церковной инквизицией.

За свои идеи Галилей дважды представал перед судом инквизиции: в 1616 и 1633 годах. Во время второго процесса его вынудили отречься от своих взглядов и признать ложность взглядов Коперника.

Легенда приписывает ему слова «И всё-таки она вертится!»

Галилею характерно отрицание привилегированного положения человека, Земля — такая же планета, как и другие, человек, возможно, не единственное творение бога. На основе этой позиции происходит секуляризация всей европейской культуры.

Галилей считает, что Солнце — идеальное сферическое тело, и он утверждает в отношении земных процессов принцип относительности.

«На основе механических наблюдений внутри одной системы невозможно установить, находится она в состоянии покоя или в равномерном одностороннем движении» — Галилео Галилей.

В связи с этим, за Галилеем признаётся в качестве основного вклада в развитие науки именно тот факт, что он ввёл в физику понятие ускорения и сформулировал принципы инерции, инерциальной системы и принцип относительности. Введение понятия ускорения позволило раскрыть сущность воздействия физических сил. Принцип инерции показывал тождественность покоя и равномерного прямолинейного движения. А принцип относительности указал на эквивалентность различных инерциальных систем отсчётов.

Все эти выводы Галилей получил путём обобщения. Поэтому именно он считается отцом математического естествознания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: