Препятствия на пути межличностного информационного обмена

На пути межличностного обмена информацией могут возникать преграды, барьеры. К числу основных следует отнести:

1. Преграды, обусловленные восприятием. Информация интерпретируется разными людьми по-разному. Восприятие обусловлено общим уровнем образования, культурного развития, интеллекта.

2. Семантика - значения, передаваемые словами. Неоднозначность одного и того же слова, понимаемого получателем информации. Незнание языка и т.п. Например. Автомобильная компания “Дж.Моторс” выпустила на латиноамериканский рынок модель с названием, означающим на испанском языке-“она не едет”. Компания успеха не добилась. По той же причине не состоялся импорт нашей машины “Жигули”, так как в переводе на французский это слово не вполне пристойно. Наши производители для экспорта выбрали другое название - “Лада”. Японцы говорят “хай” в значении “я вас понял”, но “не согласен”. Если вы говорите: сделайте то-то, как только представится возможным. Что это означает? Как можно быстрее или когда будет время?

3. Невербальные преграды. В невербальной коммуникации задействованы любые символы, кроме слов. По оценкам специалистов 55% сообщений воспринимается через выражения лица, позы жесты, 38% - через интонации и модуляции голоса, 7% - через слова. Если визитку японца сразу положить в карман, не прочитав, то это значит, что вы его считаете не существенным человеком. Ряд жестов в разных странах имеют противоположные значения, что приводит к недоразумениям. Улыбка может также вводить в заблуждение. Например, русские и немцы практически не улыбаются, а американцы улыбаются всегда. В Болгарии жесты “да” и “нет” не типичны для нас.

4. Плохая обратная связь- ограничитель эффективности межличностного обмена информацией. Повреждения на линии связи, дефекты речи и т.п.

5. Неумение слушать. Эффективная коммуникация возможна, когда человек одинаково точен отправляя и принимая сообщение. Умение слушать - проблема! Наша система образования подчеркивает важность письма, чтения и умения обращаться с числами. Обычно слушают с 25% эффективностью.

Необходимо совершенствовать искусство общения. Прояснять идеи перед началом их передачи. Быть восприимчивым к семантическим проблемам. Изучать языки. Следить за языком собственных поз, жестов, интонаций. Желательно излучать эмпатию - внимание к чувствам других. Эмпатия означает открытость, честность с вашей стороны, понимание. Следует добиваться установления обратной связи, задавать вопросы, проводить с подчиненными политику открытых дверей, совершенствовать информационные технологии.

Контрольные вопросы

1. Основные факторы среды прямого воздействия.

2. Основные факторы среды косвенного воздействия.

3. Характеристики внешней среды.

4. Почему внешняя среда важна для руководителя?

5. Элементы и этапы процесса обмена информацией.

6. Препятствия на пути межличностного информационного обмена.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: