Под экспериментальными исследованиями понимается сбор первичной информации путем выбора однотипных групп обследуемых, выдачи им разных заданий, контроля за факторами, которые влияют на результаты, и сравнения различий в групповых реакциях. Например, по выявлению реакции на различные цены.
Экспериментом называется манипулирование независимыми переменными с целью определения степени их влияния на зависимые переменные при сохранении контроля за влиянием других, не изучаемых параметров. Независимые переменные могут меняться по усмотрению экспериментатора (цены, затраты на рекламу и т.п.), в то время как зависимые переменные практически не находятся в сфере его непосредственного управления (объем продаж, показатель рыночной доли).
Проводится эксперимент различными способами, в зависимости от поставленных целей и задач.
1. Наиболее простой способ проведения эксперимента − подвергнуть экспериментальному воздействию экспериментальную группу и затем провести опрос в данной выборке. Причем опрос может проводиться «без помощи», когда испытуемых опрашивают, не затрагивая тот материал, который интересует исследователя, либо «с помощью», когда испытуемым называется тема или конкретная опубликованная реклама, а они должны попытаться вспомнить все, что о ней узнали из СМИ.
2. Усложненная конструкция, когда опрос проводится дважды: сначала испытуемых опрашивают для определения уровня знания (например, о товаре), затем на них оказывается экспериментальное воздействие, по завершении которого проводится повторный опрос.
3. Сложные эксперименты, предполагающие наличие контрольных групп. Вводимая в эксперимент контрольная группа не подвергается экспериментальному воздействию. До экспериментального воздействия каждую группу подвергают опросу, затем на экспериментальную группу оказывается воздействие в соответствии с целями и задачами эксперимента, и по завершении обе группы подвергаются повторному опросу. В таком эксперименте могут участвовать не только отдельные индивиды, но и организации.