Вопрос 30. Понятие конкурентоспособности. Формы конкуренции

Конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.

Различают «чистую» конкуренцию между фирмами, монополистическую, а также внутрифирменную (бухгалтерскую).

Чистая конкуренция предполагает, что фирмы выходят на рынок, никак друг с другом не конкурируют и свободно борются за потребителя. На практике такая конкуренция существует на рынке сельхозпродуктов между фермерами.

Монополистическая конкуренция предполагает раздел рынка или его значительных частей между компаниями в виде секретных договорённостей в рамках трестов, синдикатов, картелей и т.д.

Внутрифирменная или «бухгалтерская» конкуренция появилась в 20-е годы в ряде крупных американских компаний. Суть её заключается в том, что различные подразделения в рамках одного крупного образования конкурируют друг с другом в области улучшения стиля работы и качества продукции, а также в области производственных и маркетинговых издержек. Эта конкуренция обнаруживается путём сравнения финансовых и бухгалтерских документов различных подразделений, откуда и ведёт она своё название.

В маркетинге различают три формы конкуренции: функциональную, видовую, предметную.

Функциональная конкуренция возникает из-за того, что любую потребность можно удовлетворить разнообразными способами. Например, для занятия туризмом – лодки, велосипеды, машины и т. д. Поэтому эти товары функционально конкурируют друг с другом.

Видовая конкуренция возникает вследствие наличия товаров, предназначенных для одной и той же цели, но имеющих различия по каким-либо существенно важным характеристикам. Например, различные телевизоры.

Предметная конкуренция происходит в результате выпуска идентичных товаров, различающихся только качеством изготовления. Например, магнитофоны, автомобили.

Есть два основных метода конкуренции: ценовой и неценовой. Ценовые методы конкуренции были распространены на ранних этапах бизнеса, когда однородные и примерно одинаковые по качеству товары имели самые различные цены, устанавливаемые с целью поднятия их конкурентоспособности. Одним из правил ценовой конкуренции является чрезвычайно осторожный подход к снижению цены.

На современном этапе развития основным методом конкуренции является бесценовой, т. е. повышение технического уровня изделий, качества, потребительской стоимости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: