Государство и право как явление культуры

Суть государства и права заключается также и в том, что они являются явлением культуры как сферы творчества, его самовозрастания. Культура первоначально означало обработку, возделывание угодий в сельском хозяйстве. Со временем этот термин приобрел значение человеческого интеллектуального познавательного аспекта и такой деятельности. Юриспруденция всегда была связана с искусством, с литературой, с театром. В Древней Греции юридические проблемы, конфликты между собой и деспотизмом прямо воплощались в трагедиях Эсхила и Софокла и выносились на сцену древнегреческого театра, столь авторитетного и широко посещаемого в то время.

Весьма показательна, что история права и история искусства на первых порах как бы сливаются. Исторические факты свидетельствуют, что в таких очагах цивилизации, как Древняя Греция и Древний Рим, судебное красноречие было одной из главных разновидностей риторики, которая, в свою очередь, являлась важнейшей областью духовной жизни – источником и фактором развития литературной речи. Цицерон в своих трактатах об ораторском искусстве, которые ныне признаются одним из первых опытов теории словесности, указывает на право и на судебную речь как на основу риторики. Устами одного из персонажей «Трактатов», утверждающего, что ораторское искусство – в общем, детская игра, он говорит: «И только в судебный прениях – это поистине великая и едва ли не величайшая из всех человеческих работ».

Именно через право воплощается главное, в чем выражается предназначение культуры, потенциал накопленных духовных богатств творчества, призванных и способных оградить и защитить человека от непреклонных демонических сил природы, и общества. Культурный потенциал права коренится в особенностях правовой материи. В частности, в том, что действующее позитивное право писаное и что правовая материя воплощается с письменных текстов. С правом, с юриспруденцией сопряжено и развитие культуры письменного слова. Древнейшие памятники культуры (письменности) – это законодательные, правовые документы. Притом для своего времени документы с хорошо отработанным стилем, с наиболее совершенной формой изложения. Не даром в Древнем Риме детей учили читать по законодательным документам.

Государство и право как явление культуры должны рассматриваться в единстве со всей системой регулятивных механизмов, инструментов, характерных для определенной национальной культуры, выражающих и обеспечивающих ее существование и функционирование. Важнейшим из таких институтов цивилизации и культуры – демократия, система народовластия, которая призвана закрепить в оптимальных цивилизационных формах свободу в сфере политической жизни. От ее состояния в немалой степени зависит возможность реализации свободы в других институтах, в том числе в праве. Более того, именно в условиях демократического политического режима право в полной мере обретает свое собственное бытие и свое собственное содержание, становится средством общественного компромисса, правом гражданского общества, правом правового государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: