Ораторская речь должна вызывать интерес у аудитории, стремление познать тему выступления. Однако внимание слушателей со временем притупляется. Поддержать внимание у аудитории помогают ораторские приемы и средства.
Рассмотрим некоторые из них подробнее.
1. Наглядность: для лучшего восприятия речи лучше все абстрактное представлять наглядно с помощью:
- метких сравнений и примеров,
- образов,
- коротких рассказов.
Оживляют выступление примеры из художественной литературы, пословицы, поговорки, фразеологические
выражения, элементы юмора.
2. В ораторском искусстве особое значение имеет повтор. С его помощью лучше закрепляется основная мысль, повышается убедительность речи. Различают следующие виды повтора:
- дословный повтор;
- варьируемый повтор (повторение содержания, но в новом словесном оформлении);
- частичный повтор (повторение первого слова или части предложения, ключевого слова предложения);
3. Разъяснение — это особая форма повтора, а именно расширенный повтор. В том случае, если выражение, выбранное первоначально, кажется слишком слабым, при известных обстоятельствах к нему возвращаются, улучшают и поясняют его.
4. Призывом (восклицанием) часто пользуются в речах с выражением мнения. Восклицания используют эпизодически, поскольку в противном случае их действие притупляется. Восклицания должны быть убедительными и неназойливыми.
5. Цепь — часто применяемое средство воздействия. В ней полный смысл одного звена мысли становится ясным только в связи с другими, вплоть до последнего звена.
6. Кажущееся противоречие (парадокс) — особый вид игры слов. Парадокс представляет собой сознательно акцентированную формулировку.
7. Вставка — это замечание, которое делается мимоходом. Ее функция — приобщить слушателя к моменту высказывания. Зачастую вставка является сообщением, вызывающим внимание.
8. Предупреждение (постановка возражений) заключается в том, что оратор продумывает, какие возражения можно выдвинуть с противоположной точки зрения, и сразу включает их в свою речь, а вслед за ними приводит опровержение.
9. Мнимые вопросы (риторические). Ответ на них не дается. У мнимых вопросов одна задача —стимулировать мысль слушателя.
10. К приемам привлечения внимания аудитории можно отнести и прямое требование внимания от слушателей, обращение к слушателям с неожиданным вопросом.
11. Вопросно-ответный прием. Оратор вслух раздумывает над поставленной задачей. Он ставит перед аудиторией вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные возражения и сам же их отвергает. Это очень эффективный прием: он обостряет внимание слушателей, заставляет вникнуть в суть рассматриваемой темы.
Все вышеперечисленные ораторские приемы и средства обычно не применяются одновременно, так как в этом случае их действие становится менее эффективным. Главная задача ораторских приемов и средств — сделать речь наглядной, внутренне напряженной и убедительной.