Государственная Дума и Президент РФ (1992–1999 гг.)

Политические процессы в РФ после распада СССР были обусловлены задачей модернизации системы управления экономикой и формированием новой политической системы в целом. Внутри этого периода выделяют два этапа:

1. Трансформация старых советских форм управления (Верховный Совет) в президентскую республику в 1992–1993гг., завершившаяся принятием Конституции РФ 1993г.

2. Становление нового политического режима в 1994-1999 гг. в условиях конфронтационной борьбы между законодательной властью (Государственной Думой), исполнительной властью и Президентом за приоритеты во внутренней и внешней политике России.

1992-1993 гг. Трансформация советских форм управления началась после августовского путча 1991 г. Союзные структуры практически перестали функционировать.

На 5 съезде народных депутатов России в октябре 1991 г. Президент получил исключительные права издавать указы, которые становились законами, если в течение недели не оспаривались Верховным Советом.

Перед российской властью стояла задача создания новой политической системы. Для ее решения была создана Конституционная комиссия, которая готовила проект новой Конституции России.

В январе 1993 г. было образовано 89 округов для проведения всероссийского референдума по вопросу о новой Конституции.

25 апреля 1993 г. российские граждане (64,2% имевших право голоса) ответили на 4 вопроса референдума следующим образом:

· Доверяете ли вы Президенту РФ Б.Н. Ельцину? –«Да»(58,7%).

· Одобряете ли вы социально-экономическую политику, осуществляемую Президентом РФ и правительством РФ с 1992 г.? – «Да» (53%).

· Считаете ли вы необходимым проведение досрочных выборов президента РФ?«Да» (31,7).

· Считаете ли вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов РФ? – «Да» (43,1%).

Фактически референдум продемонстрировал поддержку Президента и проводимого им курса. Но оппозиция не признала победы Б. Ельцина на том основании, что 38 млн человек не участвовали в референдуме. мая ФНС организовал многотысячные демонстрации в Москве под антипрезидентскими лозунгами, которые стали прологом военного разрешения конфликта.

20 мая было созвано Конституционное совещание для выработки окончательного варианта новой Конституции, деятельность которого оппозиция рассматривала как пропрезидентскую.

Ни президент, ни Верховный Совет не хотели идти на компромиссы. 21 сентября был обнародован Указ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». Указ предписывал завершить работу над проектом Конституции РФ, провести выборы в Государственную Думу Федерального СобранияРФ 11-12 декабря 1993 г.

Верховный Совет расценил действия как противоречащие действующей Конституции РФ и квалифицировал их какгосударственный переворот. Президиум Верховного Совета принял постановление о назначении Президентом РФ вице-президента А. В. Руцкого.

23 сентября 1993 г. состоялся последний Съезд народных депутатов. Он объявил о незаконности режима Ельцина, поручил исполнять обязанности Президента А. В.Руцкому, утвердил силовых министров.

В стране начался период открытого двоевластия: Президент начал политическую реформу, а Парламент совместно с Конституционным Судом привел к присяге А. Руцкого. Два фактора повлияли на разрешение проблемы: позиция российских регионов и позиция силовых ведомств – Вооруженных сил, МВД.

30 сентября состоялись переговоры междупредставителями Президента и Съезда народных депутатов. В результате был подписанПротокол № 1.

3-4 октября 1993 г. В Москве фактически была гражданская война между сторонниками Верховного Совета и сторонниками Президента.

По данным Генеральной прокуратуры, погибли 148 человек. По данным Центра экстренной медицинской помощи, в результате столкновений 3-4 октября в Москве пострадал 691 человек, из них 123 были убиты.

После октябрьских событий 1993 г. новый режим полностьюотказался от Советовкак формы государственной власти. Они были заменены Думами на всех уровнях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: