Синтаксическая структура речи

Структура используемых ребенком предложений служит одним из показателей состояния его речи и мышления. По мере общего развития ребенка синтаксическое строение его речи усложняет­ся, предложения становятся более развернутыми, связи между членами предложений — разнообразными. Речь учеников I класса специальной школы для умственно отсталых детей, как правило, состоит из коротких, часто неполных простых предложений, в которых встречаются нарушения синтаксической структуры и пред-ложно-падежных конструкций. Их рассказы представляют собой как бы цепочку из грамматически равнозначных предложений. Например, первоклассница говорит: «Я была на горке. Снег. Там каталась. Дима упал».

К III классу учащиеся могут дать более подробные высказыва­ния, однако построение используемых ими предложений изменя­ется мало. Они остаются преимущественно простыми, мало рас­пространенными: «Зимой холодно. Снег. Ходят в школу. Учатся в школе».

Переход к употреблению сложных предложений осуществляет­ся у учеников с недостатками умственного развития медленно. По данным Г.И.Данилкиной, М.П.Феофанова и других исследова­телей, школьники относительно долго, вплоть до IV—V классов, задерживаются на таком уровне речевого развития, когда они уже делают попытки выразить свою мысль сложными конструкция­ми, но еще не могут придать им грамматически правильную фор­му. В результате они образуют предложения типа: «Юра и Коля заметили, что в кустах шевелится».

Даже ученики старших классов предпочитают говорить про­стыми предложениями. Так, из 537 предложений, произнесенных школьниками на различных уроках, 358 оказались простыми рас­пространенными, состоящими в среднем из 4-5 слов.

Характер построения предложений в большой мере зависит от условий, в которых говорит ученик. Так, на уроках русского языка и чтения восьмиклассники относительно широко и правильно пользуются сложными конструкциями, но на уроках арифметики и труда говорят преимущественно простыми, часто неправиль­ными или незаконченными предложениями, нередко дополняя сказанное движениями.

В дефектологической литературе имеются сведения о том, что умственно отсталые учащиеся сложные предложения начинают употреблять в письменной речи раньше, чем в устной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: