Третьеиюньская монархия в России. Аграрная реформа П. А. Столыпина

Проанализировав обстановку в России, он опубликовал правительственную программу реформ, в которой определялись две основные задачи правительства:

ü успокоить страну путем введения чрезвычайных мер и даже объявления в некоторых районах империи военного положения с введением военно-полевых судов;

ü немедленно, не дожидаясь созыва II Думы, начать проведение аграрной реформы.

3 июня 1907 г. II Государственная Дума была досрочно распущена и объявлено об изменениях избирательного закона, который давал преимущества дворянству и буржуазии и ограничивал права неимущих слоев общества и нерусских народов России. Это событие оценивают как государственный переворот, т. к. самодержавие пошло на открытое нарушение законов 1905 г. Протеста со стороны общества не последовало: силы революции были разгромлены. Таким образом, в 1907 г. был создан новый политический режим, который стали называть третьеиюньский монархией.

От прежней России третьеиюньскую монархию отличало то, что среди высших органов страны появился новый – Государственная Дума, избираемая обществом. Без согласия Думы Николай II не мог издавать законы, так же как и обсуждаемые депутатами проекты не могли стать законами без утверждения их царем. Самодержавие было вынуждено поделить власть с Думой. Оно понимало, что одними репрессиями не вывести страну из кризиса; были необходимы реформы, чтобы хотя бы частично решить объективные задачи революции.

Выборы депутатов в III Государственную Думу (1907–1912 гг.) дали большинство правым партиям (монархисты, октябристы) и партии кадетов. Сложилось такое соотношение политических сил, которое позволяло Николаю II и правительству при рассмотрении любого закона опираться либо на правое большинство (блок монархистов и октябристов), либо на левое большинство (блок октябристов и кадетов). Власть по существу оставалась в руках самодержавия, но существование Думы создавало у населения иллюзию демократичности политического строя.

Оценивая первый опыт работы российского парламента необходимо отметить, что открытый и гласный порядок обсуждения и принятия законов, контроль, хотя и усеченный, за деятельностью правительства и государственными финансами, звучащие с думской трибуны критические речи в адрес властей – все это способствовало политическому просвещению народных масс, активизации их общественной деятельности, развитию демократических традиций решения важнейших государственных вопросов. Дума была центром легальной политической борьбы. Именно в свете думской тактики выявлялись ошибки и заблуждения партий, являвшиеся следствием сложнейшей обстановки, противоречивости экономического развития страны и расстановки социально-политических сил.

В целом особенности развития российского парламентаризма начала XX в. можно свести к следующим положениям:

ü эволюция Государственной думы шла по линии постепенного сползания вправо (весьма показательным в этом отношении является изменение партийно-классового состава Думы всех созывов);

ü за все время своего существования Государственная дума так и не смогла стать по-настоящему самостоятельным законодательным учреждением, поскольку не имела финансовой самостоятельности;

ü влияние Думы на общественно-политические процессы в стране было недостаточным, поэтому в дни Февральской (1917) революции (> 6.6.) она не смогла спасти монархию даже своими попытками сделать ее конституционной. Общественное мнение по отношению к этому представительному органу было, как правило, негативным, а судьба России с Государственной думой не связывалась.

Другим жизненным вопросом, который пыталась решить революция, был земельный. Крестьянство, страдающее от малоземелья, предлагало демократическое решение – отобрать земли у помещиков и передать их крестьянским общинам для справедливого распределения. Самодержавие предложило свое решение земельного вопроса, получившего в истории название аграрной реформы П. А. Столыпина. Аграрная реформа была утверждена царским указом в ноябре 1906 г., но стала осуществляться лишь после окончания революции.

Основные положения:

1) крестьяне получали право выделиться из общины и свести все клочки своей земли в единый массив – отруб и даже поселиться на ней – завести хутор;

2) свою землю крестьяне могли продавать или отдавать ее под залог;

3) правительство оказывало помощь всем крестьянам, пожелавшим переселиться в Сибирь и среднюю Азию и завести там хозяйство;

4) крестьяне, выделившиеся из общины, могли получить через Крестьянский банк кредиты для обустройства своего хутора или отруба.

Тем самым самодержавие решило уничтожить крестьянскую общину, а не помещичьи имения, распределить между крестьянами общинную землю, а не земли помещиков (на чем настаивали сами крестьяне). Разрушение общины, по замыслу П. А. Столыпина, должно было создать слой мелких земельных собственников, заинтересованных в сохранении третьеиюньской монархии, и обеспечить резкий подъем сельского хозяйства России.

Осуществление аграрной реформы продолжалось до 1911 г. и после убийства П. А. Столыпина было свернуто. Несмотря на широкие масштабы, реформа провалилась и не выполнила своей задачи: успокоить деревню и не допустить новой революции. В ходе ее выделилось (и то некоторые только формально) менее 25% крестьянских хозяйств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: