Тема 31. Реформы первой четверти XVIII в

ОЦЕНКА РЕФОРМ ПЕТРА I В ИСТОРИОГРАФИИ (6 часов)

1. Причины и предпосылки преобразований.

2. Реформы в области сельского хозяйства, промышленности, торговли.

3. Социальная и налоговая политика Петра I/

4. Реформы государственного устройства: сущность, последствия.

5. Оценка реформ Петра I в историографии.

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Абсолютизм в России. XVII-XVIII вв. – М., 1964.

2. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. – Л., 1989.

3. Баггер Х. Реформы Петра Великого. – М., 1985.

4. Буганов В.И. Петр Великий и его время. – М., 1989.

5. Павленко Н.И. Петр Великий. – М., 1990.

6. Троицкий С.М. русский абсолютизм и дворянство в XVIII в.- М., 1973.

7. Шмидт С.О. Становление российского самодержавия. – М., 1973.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Аврех А.Я. Русский абсолютизм и его роль в утверждении капитализма в России// История СССР. – 1968. - № 2.

2. Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII в. – СПб., 1997.

3. Андерсон М.С. Петр Великий. – Ростов-на-Дону, 1997.

4. Каменский А.Б. Российская империя в XVIII в.: Традиции и модернизация. – М., 1999.

5. Кафенгауз Б.Б. Россия при Петре I. – М., 1955.

6. Павленко Н.И. Петр Первый. – М., 1976.

1. Рубеж XVII—XVIII вв. является весьма важным в истории феодальной России. Его по-своему отмечали дворянские и буржу­азные историки. Они противопоставляли «московский» период «петербургскому», или «царский» — «императорскому». Историк Рожков преобразования первой четверти XVIII в. называл даже дворянской революцией.

Преобразования, разумеется, революцией не являлись. Как до преобразований, так и после них господствующее положение занимало дворянство. Однако его статус в экономической и политической жизни страны укрепился настолько, что оно приобре­ло в последующие десятилетия новые привилегии, усилило свою власть над закрепощенным крестьянством, распоряжалось по сво­ему усмотрению троном.

Преобразования оставили глубокий след прежде всего тем, что они охватывали самые разнообразные сферы жизни страны: эко­номику и науку, быт и внешнюю политику, государственный строй и положение трудовых масс, церковные дела и искусство. Осуществлецие преобразований связано с деятельностью Петра Великого. Этого выдающегося государственного деятеля отличала многопла­новое дарований: он был талантливым полководцем и проница­тельным дипломатом, одаренным публицистом и незаурядным законодателем, великолепным кораблестроителем и человеком, nocTitruiHM тайны фортификационного дела. Таким же разнооб­разием отличались свойства его натуры. Он умел быть жестоким и нежном, расточительным и рачительным до скаредности, буйным и вьцержанным в проявлении страстей, простым и надменным в обращении. Едва ли не самой примечательной чертой его характера была настойчивость в достижении поставленной цели. Он не имел обык)юВения отступать перед трудностями и неудачами —они вызывали у него прилив энергии и непреклонное желание достичь задуманного.

Еще одно свойство натуры Петра, являвшееся уникальным, состояло в стремлении воздействовать на подданных личным примером. Отправка за границу волонтеров вызывала в боярско-княжеской среде ропот — царь сам отправился учиться корабель­ному мастерству; все слои населения тяготились корабельной повинностью и повинностью строить новую столицу — Петр сам берету за топор, чтобы строить и спускать на воду корабли, вбивает сваи \ болотистую почву, на которой выросла столица империи; театр военных действий требовал жертв — Петр не отсиживался в обозе и находился в пекле сражений.

Щ военном поприще подвизались многие монархи разных времен, но Петр был единственным, кто начинал службу бара­банщиком и получал очередные повышения в чинах за реальные успеху на поле брани: за овладение Азовом, за Полтавскую викторию. Требуя от дворян и горожан, чтобы они вместо длиннополые, платья носили короткое, царь сам обрядился в удобный для работу европейский кафтан.

Петр был прост в обращении, часто принимал приглашения на крестины, в том числе и от рядовых гвардейцев, запросто беседовал с мастер0выми, любил физический труд и владел дюжиной ремесел, но из этого не следует, что перед нами царь-демократ. Великий Пушкин подметил и деспотичное свойство царя: «перед ним все дрожало и безмолвствовало». В то же время царь удостаивался похвалы современников прежде всего не как наместник бога на земле, а как пример совершенного человека, обладавшего множес­твом лИЧНых достоинств, которым подданные должны были подра­жать.

Но дело здесь не только в неутомимой энергии Петра I, его разносторонних дарованиях, а в том, что преобразования были подготовлены всем предшествующим развитием России.

Заслуга Петра I состояла в том, что он правильно понял стоявшие перед страной задачи и упорно их осуществлял.

Специфика преобразований Петра Великого состояла в том, что они проводились в годы напряженнейшей Северной войны, решав­шей судьбы страны: быть ли ей суверенным государством или оказаться зависимой от Швеции и продолжать прозябать в роли отсталой державы, на Западе называвшейся Московией.

Война властно требовала сиюминутных результатов от внедря­емых новшеств, и поэтому на первом этапе преобразования осу­ществлялись стихийно, без предварительной подготовки. Так продолжалось примерно до 1711—1712 гг., после чего наступил второй этап преобразований, позади остались Полтава и Прутский поход. Театр военных действий переместился на неприятельскую территорию, у Петра появилась возможность основательно готовиться к проведению реформ, изучать опыт государственного строительства европейских стран, привлекать на русскую службу не только военных, но и гражданских специалистов.

2. Существенные изменения прослеживаются в области эко­номики и социальной политики.

Подавляющая масса населения страны, как и в предшествующем столетии, была занята в сельском хозяйстве. Хотя эта отрасль наро­дного хозяйства при феодализме развивалась чрезвычайно медленно, но и здесь можно отметить некоторые сдвиги, обусловленные развитием промышленности и увеличением спроса на сельскохозяй­ственное сырье. Для суконных мануфактур требовалась шерсть. С этим связаны меры правительства по развитию в стране овцеводства, в частности создания на Украине крупных овцеводческих ферм с выве­зенными из Испании и Саксонии породистыми овцами.

Развитие текстильных мануфактур вызвало расширение посевов льна. Указ 1715 г. предписывал сеять лен и коноплю во всех губерниях страны, причем посевы этих культур в старых льновод­ческих районах должны были увеличиться вдвое. В отличие от XVII в. в инструкциях помещиков приказчикам первой четверти XVIII столетия наряду с пунктами судебно-полицейского содержания (о неприеме беглых, о наказании плетьми за различные провинности) включены наставления об уходе за скотом, определяется время выполнения сельскохозяйственных работ, предусматривается поря­док удобрения полей навозом и т. д. Однако основной путь развития производительных сил в сельском хозяйстве состоял не в их интенсификации, а в расширении посевных площадей за счет освоения новых районов. Земледельческая колонизация все в больших размерах проникала в Поволжье, Урал и Сибирь. Вслед за крестьянами, на юг и в Поволжье устремились помещики, превра­щавшие поселенцев в крепостных.

Старинная система раздачи земель служилым людям по отечес­тву уже изжила себя, и рядовые дворяне были переведены на денежное жалованье. Царь жаловал землею не за службу, а за особые заслуги. Но и такого рода пожалования приводили к значительному росту дворянского землевладения. Только с 1682 по 1710 г. были розданы из дворцового фонда 273 волости с более чем 43 тыс. крестьянских дворов. Огромные пожалования получили ближайшие сотрудники Петра I: А.Д. Меншиков стал владельцем 100 тыс. душ крепостных; фельдмаршал Б.П. Шереметев получил от царя Юхот-скую волость в Ростовском уезде и др.

Одновременно с расширением площади дворянского землевла­дения расширялись права дворян на землю. В XVI—XVII вв. различались две формы феодального землевладения: поместье — пожизненное владение, обусловленное обязательной службой, и вотчина — безусловная наследственная собственность. Процесс стирания граней между поместьем и вотчиной происходил еще в XVII в., но только указ о единонаследии 1714 т. окончательно оформил слияние этих двух форм землевладения в одну: поместные и вотчинные земли были объявлены «недвижимой» собственностью. Правда, указ 1714 г. запрещал продавать и закладывать поместья и вотчины, а также делить их на части между наследниками. Вся недвижимая собственность могла быть передана только одному из наследников, а движимое имущество получали остальные сыновья, дочери и вдова. Это мотивировалось необходимостью предотвратить дробление земельных владений и измельчание помещичьих хо­зяйств. Однако главная цель указа состояла в том, чтобы принудить молодых дворян «хлеба своего искать службою, ученьем, торгами и прочим».

3. Консолидации дворянского сословия способствовала также «Та­бель о рангах» 1722 г., вводившая новый порядок прохождения службы. В предшествующее время основным критерием служебной годности и продвижения по службе была знатность происхождения. Отмена местничества в 1682 г. нанесла удар определению служебной карьеры по породе, но полностью не ликвидировала ее. Лишь «Табель о рангах» на первое место поставила не породу, а личные способности, образование и практические навыки дворянина. Она открыла доступ для представителей мелкого и среднего дворянства к высшим должностям в государстве.

Вместе с тем «Табель» ликвидировала прежнее деление господ­ствующего класса-сословия на чины. Служебная лестница теперь состояла из 14 ступеней, или рангов, от фельдмаршала и генерал-адмирала в армии и флоте и канцлера на гражданской службе до самого низкого, 14-го ранга прапорщика и коллежского регистра­тора. Сыновьям родовитых отцов отдавалось предпочтение только во время дворцовых приемов, но никакого ранга они не получали, если не находились на службе. Личные способности выдвинули из среды неродовитого дворянства ряд крупных государственных дея­телей петровского времени, таких, как генерал-адмирал Ф.М. Апраксин, дипломаты П.А. Толстой, И.И. Неплюев и др.

Вместе с тем «Табель о рангах» предоставляла возможность получать дворянские чины выходцам из других сословий: с полу­чением 8-го ранга по гражданской службе и обер-офицерского чина (начиная с прапорщика) по военной они становились потомствен­ными дворянами, приобретая тем самым все привилегии этого сословия. Князь Меншиков, в конце жизни пожалованный чином генералиссимуса, в детстве, согласно молве, торговал пирожками; московский вице-губернатор B.C. Ершов, президент Ратуши А.А. Курбатов до своего возвышения были крепостными крестья­нами.

Главная социальная мера правительства в отношении крестьян состояла в проведении переписи 1718—1724 гг., с окончанием которой в России подворное обложение было заменено подушной податью.

Начиная с 1678 г. единицей обложения в России был двор. В первом десятилетии XVIII в. правительство, испытывая большую нужду в деньгах и рассчитывая на прирост населения, решило в 1710 г. провести новую перепись, обнаружившую уменьшение населения.

Основная причина выявленной «пустоты» состояла в бегстве крестьян. Но вместе с тем имела значение и утайка количества дворов, осуществляемая помещиками. Чтобы уменьшить число плательщиков, они нередко объединяли несколько семей родственников, а иногда и чужих друг другу людей в один двор. Прибыльщики и прожектеры (лица, подававшие «прожекты» — проекты реформ) петровского вре­мени высказывали правительству свои критические замечания в адрес существовавшей подворной системы обложения и настоятельно реко­мендовали правительству перейти к «поголовщине», сделать единицей обложения не двор, а мужскую душу.

В 1718 г. правительство приступило к проведению подушной переписи населения, причем подача сказок была возложена на самих помещиков, которые должны были это сделать в течение года. Не добившись сведений о численности населения от помещиков и мо­настырей, правительство в 1722 г. решило обревизовать наличные ведомости и с этой целью использовало офицеров. Таким образом, с 1722 по 1724 г. была проведена ревизия результатов первой переписи. С этого времени переписи населения получили название ревизий.

Проведенная ревизия и связанная с нею податная реформа имела троякое значение: финансовое, социальное и полицейское. Финансовое значение состояло в том, что она позволила перейти от подворного обложения к подушному. Ревизия учла 5,6 млн. податных душ мужского пола, в том числе 5,4 млн. душ м. п. крестьян и 183,4 тыс. посадских (3,2%), неподатное население исчислялось в 515 тыс. д. м. п., а общая численность населения России, включая Сибирь, Прибалтику и Украину, составляла 15,5 млн. человек обоего пола.

На крестьян было возложено содержание армии, а на посадских — флота. Размер подати определили арифметическим путем: 4 млн. руб., требуемых на армию, разделили на число крестьян-налогопла­тельщиков, получилась сумма в 74 коп. Налог с посадских составлял 1 р. 14 коп. Ученые сходятся на том, что подушная подать была обременительнее налогов, взимавшихся 'до ее введения, но на сколько—точно установить пока не удается, так как взимание великого множества экстраординарных налогов было не повсемес­тным, оно часто распространялось на отдельные разряды крестьян и на отдельные губернии и даже уезды.

В целом доход государства по смете 1724 г. по сравнению с 1680 г. должен был увеличиться в три раза. Это не значит, что налоговый гнет давил с тройной силой: на рост доходов немаловажное влияние оказывало значительное увеличение численности налогопла­тельщиков, а также возросшие поступления от развивавшейся промышленности и торговли.

Социальное значение податной реформы состояло в том, что она стала важнейшей после Уложения 1649 г. вехой в развитии крепостного права в России. Если Уложение оформило крепостное право для основной массы сельского населения, то податная рефор­ма распространила крепостную зависимость на слои населения, которые были либо свободными (гулящие люди), либо имели возможность обрести свободу после смерти господина (холопы). И те и другие становились навечно крепостными.

В процессе проведения податной реформы был образован новый разряд крестьян, получивших название государственных. В него вошли черносошные крестьяне Севера, однодворцы южных уездов, пашенные люди Сибири и ясачные люди Среднего Поволжья общей численностью в 1 млн. д. м. п. Государственных крестьян правитель­ство обязало платить в казну сверх подушной подати 40-копеечный оброк, т. е. сумму, которую, как считали, вносила мужская душа, принадлежавшая помещику, монастырю или дворцовому ведомству. Это означало включение государственных крестьян в сферу феодальной эксплуатации.

Первая ревизия, таким образом, пристроила к государственному или владельческому тяглу все трудовое население страны, не оставив среди сельских жителей людей, свободных от крепостной зависимости.

Третий аспект ревизии — полицейский — состоял в введении в стране паспортной системы. Каждый крестьянин, уходивший на заработки дальше 30 верст от постоянного места жительства, должен был иметь паспорт с указанием срока возвращения домой. Паспор­тная система затрудняла миграцию крестьянского населения и на долгие годы затормозила формирование рынка рабочей силы. Она ужесточила борьбу с бегством, в чем и состояло ее главное назна­чение: всякий, кто не имел паспорта, подлежал задержанию и выяснению личности в воеводской канцелярии. Борьбу с бегством преследовал и изданный в 1721 г. указ, устанавливавший по срав­нению с Уложением 1649 г. десятикратное увеличение суммы штрафа за держание беглого,—теперь помещик, приютивший бег­лого, должен был платить вместо 10—100 руб. в год.

Наиболее существенные результаты во время преобразований экономики были достигнуты не в сельском хозяйстве, а в промыш­ленности. В списке мануфактур должно быть оставлено не 200 предприятий, как считалось ранее, а около 100. Тем не менее достижения в области промышленного развития следует признать грандиозными, так как в конце XVII в. крупное производство России представляла одна парусно-полотняная мануфактура и чуть больше десятка металлургических.

В развитии промышленности прослеживается два этапа: на первом, продолжавшемся до середины второго десятилетия XVIII в., основателем мануфактур выступала казна, на втором преимущест­венно частные лица. Изменилось и назначение продукции, выпус­кавшейся крупным производством: сначала эта продукция предназначалась главным образом для военных нужд (металлургия, сукноделие, парусно-полотняное производство); на втором этапе появляются мануфактуры, выпускающие изделия для населения, игральные карты, краски, курительные трубки, шелковые ленты и др.

В промышленной политике правительства тоже прослеживается два этапа: на первом, продолжавшемся до 1717 г., единственным средством поощрения привлечения купеческих капиталов в сферу производства была передача купцам на льготных условиях казенных заводов: Невьянского на Урале П. Демидову в 1702 г. и полотняной мануфактуры компаниям купцов в 1711 г. В этот же период мно­гочисленные меры правительства наносили такой ущерб купцам, что многие из них разорились. К таким мерам относятся объявление торговли солью и табаком государственной монополией, принудительное перенесение торговли с заграницей из Архангель­ска в Петербург, запрещение пользоваться речными судами старой конструкции, расширение списка товаров, монополизированных казной при торговле с заграницей, выполнение купцами разнооб­разных поручений правительства, связанных с отрывом их от соб­ственных торговых операций, взимание многочисленных налогов с купцов. Перечисленные меры либо лишали купцов возможности извлекать прибыль от торговли товарами, пользовавшимися большим спросом на внутреннем и внешнем рынке (соль, юфть, щетина, ревень, пенька и др.), либо разрушали налаженные пути движения товаров для продажи за границу, либо изымали в казну в форме налогов значительную долю купеческих капиталов, либо отвлекали их от торговли.

Новый этап в торгово-промьшшенной политике наступает с 1717 г., когда государство отказалось от монополии на продажу за границу ряда ходовых товаров, освободило от служб владельцев мануфактур, а главное—предоставило им в 1721 г. право покупать к предприятиям крепостных. Тем самым было положено начало применению крепостного труда в промышленности.

Другим источником обеспечения предприятий рабочей силой, тоже начавшим использоваться при Петре, было закрепление за мануфактурами беглых крестьян —указом 1722 г. мануфактуристы получили право не возвращать помещикам беглых, овладевших мастерством.

Успехи в развитии промышленности сказались на структуре ввоза и вывоза. Если накануне Северной войны Россия ввозила высшие сорта железа из Швеции, то к концу первой четверти XVIII в. русская металлургия оказалась способной полностью удовлетворить внутренние потребности в металле и даже производить его для продажи за границу. Первая партия железа в количестве 42,4 тыс. пудов была продана за границу в 1722 г. Опыт оказался настолько удачным, что уральское железо, мягкое в ковке, стало пользоваться устойчивым спросом за границей и ввоз его из года в год увеличивался.

Вершиной протекционистской политики правительства явился таможенный тариф \11А г. Размер пошлины, взимаемой с за­граничных товаров, находился в прямой зависимости от способ­ности отечественных предприятий удовлетворить потребности внутреннего рынка: чем больше тех или иных товаров выпускали русские мануфактуры, тем более высокая пошлина взималась при ввозе таких же товаров из-за границы.

Из купцов, вложивших капиталы в мануфактурную промыш­ленность, формировалась особая прослойка феодального общества, по своему социальному статусу приближавшаяся к дворянству.

Промышленная политика правительства оказывала на мануфак­турное производство противоречивое влияние. С одной стороны, она способствовала увеличению числа мануфактур, что можно оценить как успех в развитии производительных сил. Мануфактур­ная промышленность, кроме того, повышала экономическую независимость России и укрепляла ее обороноспособность. Но, с другой стороны, прогресс осуществлялся на крепостнической осно­ве с использованием ресурсов феодальной системы, что нашло отражение в широком применении принудительного труда в про­мышленности. Но иного пути развития Россия тогда не имела.

Мануфактурное производство, на каком бы уровне развития оно ни находилось, не в состоянии обеспечить население промышлен­ными изделиями. Основную массу промышленных товаров по-прежнему поставляли мелкие производители-ремесленники.

Городские ремесленники на оснбве указа 1722 г. были объединены в цехи. Если в Западной Европе возникновение цехов предшествовало вступлению стран в мануфактурный период и исходило от самих ремесленников, пытавшихся жесткой регламен­тацией предотвратить конкуренцию и усилить свои позиции в борьбе с феодалами, то в России цехи были организованы по инициативе государства, и в тот период, когда страна уже имела крупную промышленность. Цехи были учреждены прежде всего с целью организованного использования труда разрозненных мелких производителей для изготовления изделий, необходимых армии и флоту. Русские цеховые уставы были лишены ряда ограничений, тормозивших развитие ремесла: не регламентировали размеры производства мастера, разрешали ему держать любое количество подмастерьев и учеников, допускали конкуренцию с внецеховым производством.

Немаловажное значение в развитии торговли имел пуск в 1709 г. Вышневолоцкого канала, который позволил связать дешевым реч­ным путем обширный бассейн Волги с северо-западными областями России, в том числе с Петербургом.

В 1726 г. торговый оборот Петербурга в 12 раз превышал торговый оборот Архангельска. Для внешнеторговых связей исполь­зовались также приобретенные в ходе Северной войны такие пор­товые города, как Рига, Ревель (Таллинн), Выборг и др. Из России вывозились преимущественно лен, пенька, кожи, мачтовый лес, канаты, поташ. Новое в структуре русского экспорта состояло в продаже за границу изделий молодой промышленности: железа и полотна. За границей Россия закупала изделия мануфактурной промышленности: сукна, краски, шелковые материи, вино и колониальные товары: сахар, пряности и т. д. Баланс внешней торговли был активным для России, вывоз в два раза превышал ввоз. Достижение активного торгового баланса являлось заветной мечтой меркантилистов всех стран, считавших приток благородных металлов в страну одним из важнейших показателей обогащения

государства.

В итоге преобразований Россия стала сильным европейским государством. Во многом была преодолена технико-экономическая отсталость. Однако в экономической характеристике страны реша­ющее значение имела не промышленность и городское население с его более передовыми производственными навыками, а сельское хозяйство с рутинной техникой и крепостническими отношениями, задерживавшими рост производительных сил.

Отсталость проявлялась и в низком удельном весе городского населения, и в структуре внешней торговли, где главным предметом русского экспорта были не промышленные товары, а сельскохозяй­ственное сырье, а в вывозе товаров морским путем преобладающая роль принадлежала не русским, а иностранным купцам.

И все же преобразования, несмотря на то что они проводились на крепостнической основе, дали большой толчок для развития производительных сил.

4. Система управления уездами из центра, унаследованная от XVII в., не обеспечивала эффективной борьбы с бегством крестьян, оказа­лась неспособной предотвратить Астраханское и Булавинское вос­стания. Приказы и подчиненные им воеводы слабо справлялись со сбором налогов, так что недоимки росли из года в год.

В 1708—1710 гг. правительство провело областную реформу. Ее сущность состояла в том, что между уездами, ранее непосредственно подчинявшимися центру, и приказами появились промежуточные административные единицы — губернии и провинции. Страна была разделена на восемь губерний (Московская, Ингерманландс-кая, Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангелогород-ская и Сибирская) во главе с губернаторами, облеченными правами главнокомандующих расположенных на территории губернии войск и всей полнотой административной и судебной власти. В подчинении губернаторов находилось четыре помощника, каждый из которых ведал определенной отраслью управления: обер-комен-дант возглавлял военное ведомство; обер-комиссар и обер-провиант-мейстер отвечали за денежные и хлебные сборы; ландрихтер управ­лял судебными делами. Губернии делились на провинции, а пос­ледние — на уезды. Проведение областной реформы значительно увеличило штат чиновников, которые, подобно саранче, опусто­шали управляемые территории всякого рода сборами и налогами, а также поборами в свою пользу.

Областная реформа внесла существенные изменения в организацию центрального аппарата государства. Ратуша утратила значение центрального казначейства страны, так как ее финансовые функции перешли в ведение областной администрации. Исчезли областные приказы.

Вслед за организацией губерний в 1711 г. был учрежден Сенат, заменивший Боярскую думу. Аристократическая по составу, Бояр­ская дума стала отмирать еще с конца XVII в.: она сократилась в своем составе, так как пожалование думными чинами более не проводилось, в думу проникали недумные чины, лица незнатного происхождения, но пользовавшиеся доверием царя. Первостепен­ное значение приобрела возникшая в 1699 г. Ближняя канцелярия — учреждение, осуществлявшее административно-финансовый конт­роль в государстве. Ближняя канцелярия вскоре стала местом заседаний Боярской думы, переименованной в Консилию министров.

Отправляясь в Прутский поход, Петр учредил «для всегдашних наших в сих войнах отлучек» Сенат в качестве временного учреж­дения. Всем лицам и учреждениям «под жестоким наказанием или и смертию» велено беспрекословно выполнять сенатские указы. Сенат превратился в постоянное учреждение с весьма широкими правами: он контролировал правосудие, руководил расходами и сбором налогов, «понеже деньги суть артериею войны», ведал торговлей, к нему перешли функции Разрядного приказа.

Одновременно с Сенатом Петр I создал должность фискалов. Обязанность обер-фискала при Сенате и фискалов в провинциях состояла в негласном надзоре за деятельностью учреждений. С созданием Сената и губерний процесс замены старых местных и центральных учреждений был далек от завершения: отсутствовали инстанции между Сенатом и губерниями, многие приказы продол­жали функционировать, хотя в целом губернская реформа ослабила значение приказной системы. Нуждались в уточнении функций и областные учреждения — губерния как основная администра­тивная единица оказалась слишком громоздкой, ибо включала громадную территорию.

Замена старых приказов новыми центральными учреждениями — коллегиями—была проведена в 1717—1721 гг. К концу XVII в. функции центральных учреждений выполняли 44 приказа. Их заменили 11 коллегиями. Внешние сношения и вооруженные силы находились в ведомстве трех коллегий: Военной, Адмиралтейств и Иностранных дел. Значение этих коллегий подчеркивалось тем, что они назывались «первейшими». Финансами ведали также три кол­легии, обязанности между которыми разграничивались следующим образом: Камер-коллегия руководила сбором налогов, расходами распоряжалась Штатс-контор-коллегия, контроль за расходами и доходами осуществляла Ревизион-коллегия. Управление легкой промышленностью было передано Мануфактур-коллегии, горным делом—Берг-коллегии, внешней торговлей—Коммерц-кол-легии. Вместо Поместного приказа, ведавшего земельными делами, была организована Вотчинная коллегия. Она ведала всякого рода земельными спорами, делами о наследовании земли и т. д. Мест­ными судебными учреждениями управляла Юстиц-коллегия.

На правах коллегий находились еще два учреждения: Главный магистрат и Синод. Ратуша после проведения областной реформы 1708—1710 гг. утратила значение центрального учреждения, земские избы были ликвидированы. Перед Главным магистратом, учрежденным в Петербурге в 1720 г., была поставлена задача, чтобы он «сию (всего российского купечества) рассыпанную храмину паки собрал». В подчинении Главного магистрата находились городские магистраты, члены которых избирались из числа «дельных и лучших в купечестве» горожан. Фактическая власть в Главном магистрате и городских магистратах находилась в руках богатых купцов, притес­нявших мелкий ремесленный люд. Члены городских магистратов избирались пожизненно и за «тщательное радение» могли быть пожалованы в дворянство. Городская реформа укрепила права купечества и тем самым способствовала развитию торговли и промышленности.

Особое место среди центральных учреждений занимал Преоб­раженский приказ — карательное учреждение, возникшее еще в конце XVII в. Преображенский приказ ведал политическим сыском, его суду подлежали все противники существовавших порядков: участники восстаний, лица, произносившие «непристойные речи», под которыми подразумевались разговоры, осуждавшие реформы и поведение царя, его семейные дела и т. д.

Коллегиальная система отличалась от приказной более строгим распределением обязанностей между центральными ведомствами. Решения в коллегиях принимались большинством голосов ее членов в составе президента, вице-президента, четырех советников и четырех асессоров. Введение коллегиального управления Петр мотивировал, в частности, тем, что «известнее взыскуется истина» коллективным решением, нежели «единым лицем».

Коллегии располагали не только административными правами в отведенной им области управления, но и судебными функциями, за исключением политических преступлений. Финансовые тяжбы между купцами разбирали городовые магистраты и Главный магистрат. Права промышленников защищали Берг- и Мануфак­тур-коллегии, они же разбирали взаимоотношения мануфак­туристов и работных людей. Военная коллегия рассматривала преступления, совершенные военнослужащими сухопутной армии, и т. д.

Коллегиям подчинялись губернская, провинциальная и уездная администрации.

Порядок рассмотрения дел в коллегиях был разработан Гене­ральным регламентом, на основе которого строился весь внутренний распорядок учреждений. Помимо Генерального регламента, каждая из коллегий имела свой особый регламент с перечислением конк­ретных обязанностей по той или иной отрасли управления. К выработке регламентов были привлечены иностранные правоведы, был учтен опыт государственных учреждений Швеции и Дании. Петр I предупреждал: «Которые пункты в шведском регламенте неудобны или с сетуациею сего государства несходны, и оные ставить по своему разсуждению».

С образованием коллегий были уточнены структура Сената, его права и обязанности. Изменился состав Сената. Первоначально все президенты коллегий являлись членами Сената. Но уже в 1722 г. Петр I признал, что такой состав Сената лишал возможности контролировать работу коллегий и противоречил бюрократическо­му принципу подчиненности низших учреждений высшему. В том»се году при Сенате была учреждена высшая в стране должность генерал-прокурора, а в коллегиях — прокуроров. Обязанность про­куратуры состояла в осуществлении гласного надзора за деятель­ностью Сената и коллегий. В отличие от фискалов, не вмешивавшихся в ход решения того или иного вопроса, а лишь доносивших о замеченных злоупотреблениях обер-фискалу, проку­роры в коллегиях и генерал-прокурор Сената, заметив нарушение законности, тут же должны были его устранить. Петр I назвал генерал-прокурора «оком государевым» и «стряпчим в делах госу­дарственных». Первым генерал-прокурором Сената был Павел Ягужинский, человек весьма деятельный и властный, умевший придать своей должности высокий престиж. Все центральные уч­реждения и Сенат находились в Петербурге, в Москве они имели конторы.

К 1719 г. изменилась также структура областной администрации. Бместо губернии основной единицей административного управ­ления стала провинция. Их было около пятидесяти. Деление губернии сохранилось, но во власти губернаторов осталось управление губернским городом и командование войсками, расквартирован­ными на территории губернии. По остальным вопросам провинциальные воеводы сносились непосредственно с коллегиями и Сенатом.

В итоге административных преобразований в России было завершено оформление абсолютной монархии. Царь получил воз­можность неограниченно и бесконтрольно управлять страной при помощи полностью зависимых от него чиновников. Неограничен­ная власть монарха нашла законодательное выражение в 20-м артикуле Воинского устава и Духовном регламенте. Там отмечено, что «монархов власть есть самодержавная, которым повиноваться сам бог повелевает». Внешним выражением утвердившегося в России абсолютизма является принятие в 1721 г. Петром I титула императора и наименования «Великий». К важнейшим признакам абсолютизма относятся бюрократизация аппарата управления и его централизация. Реформы центрального и местного управления создали внешне стройную иерархию учреждений от Сената в центре до воеводской канцелярии в уездах.

Административные реформы, сопровождавшиеся созданием иерархии учреждений и иерархии чиновников, вооруженных регла­ментами, уставами и наставлениями завершили возникновение в России бюрократии. Без бюрократии не может существовать ни одно цивилизованное государство. Вопрос состоит в том, находится ли она под контролем общества, т. е. таких демократических институтов, как оппозиционные партии, гласность, свобода печати или действует бесконтрольно, превращаясь во всевластную организацию. Петр понимал подобную опасность бюрократии и пытался ограничить ее всевластие при помощи бюрократических же учреждений—фискалата и прокуратуры, которым поручался контроль за чиновниками. Иных форм контроля монархический режим не допускал. Поэтому бюрократическая форма контроля дала ничтожные результаты как при Петре, так и его преемниках.

Церковная реформа принадлежит к важнейшим преобразо­ваниям Петра I. Смерть патриарха Адриана в 1700 г. дала повод известному прибыльщику А.А. Курбатову обратиться к Петру, находившемуся в это время у стен Нарвы, с посланием, содер­жавшим два мудрых совета. Он рекомендовал царю «до времени обождать» с избранием нового патриарха, а также учредить «расп-равный приказ особливый для сбора податей в казну, чтобы они не погибли в прихотях владетелей». Руководителем нового приказа Курбатов рекомендовал назначить боярина И.А. Мусина-Пушкина. Царь внял обоим советам: вместо избираемого собором патриарха он назначил рязанского митрополита Стефана Яворского место блюстителем патриаршего престола. Воспользовался Петр и сове­том назначить руководителем Монастырского приказа Мусина-Пушкина.

Принятие царем советов прибыльщика станет понятным, если вспомним дело патриарха Никона, а также напомним о деятель­ности главных пастырей, занимавших патриаршество после его низложения. Из четырех патриархов, возглавлявших православную церковь в 1667—1700 гг. только два последних оставили след в истории церкви.

Как ни парадоксально выглядит оценка деятельности патриархов Иоакима (1674—1690) и Адриана (1690—1700), но оба они хотя и участвовали в низложении Никона, придерживались тех же взглядов, что и опальный патриарх. Так, Иоаким настойчиво добивался ликвидации Монастырского приказа и передачи администрации, суда и финансов в руки духовенства и в конечном счете достиг своего —в 1677 г. Монастырский приказ был упразд­нен и мирские чиновники более не выполняли административных, финансовых и судебных функций в вотчинах духовных помещиков. В завещании, составленном Иоакимом в 1690 г., патриарх заклинал царя не знаться с «богомерзкими» иноверцами, с «латины, лютеры, кальвины» и не прельщаться «непотребными» иноземными поряд­ками. Бритье бороды он объявляет «елинским блудничеством, гнусным обычаем». За это велит наказывать отлучением от церкви. Патриарх Адриан не скрывал теократических взглядов и, подобно Никону, отдавал предпочтение духовной власти над светской: «Цар­ство убо власть имать точию на земли... Священство же власть иметь и на земли и на небеси».

Итак, борьба светской власти за примат над духовной началась не при Петре, а задолго до него, учреждение Монастырского приказа придумано не Петром, а за полстолетия до него. Царь-реформатор придал этой борьбе присущий его интеллекту широкий размах, а в самой борьбе он занял не оборонительные, как его отец при Никоне, а наступательные позиции.

Новые подходы к решению проблемы объяснялись, с одной стороны, ускоренным движением политического строя к абсо­лютизму, по своей природе не терпящим рядом с собой равной ему власти, а с другой—четким пониманием того, что «лютеры и кальвины» обладали передовой культурой, необходимыми знаниями, опытом промышленного строительства, организации армии и флота. Если руководствоваться заветами патриарха Иоакима, то надо было обречь страну на косность и отсталость, наложить запрет на заимствование всего передового, что могло проникнуть в Россию с «богопротивного» Запада и в конечном счете отказаться от преобразований.

Петру надобен был не противник преобразовательных планов, а активный помощник, целиком разделявший его намерения. Та­кого помощника он среди духовных иерархов не обнаружил, и потому, чтобы не обрести второго Никона, решил вместо избрания патриарха назначить местоблюстителя патриаршего престола. Выбор пал на Стефана Яворского, проникновенная проповедь которого на похоронах боярина Шеина обратила внимание царя. Эта речь и решила карьеру сына мелкого украинского шляхтича, в течение года проделавшего путь от настоятеля монастыря до рязан­ского митрополита и, наконец, высшего церковного иерарха.

Петр, умевший угадывать таланты у своих помощников, на этот раз ошибся. Хотя Стефан Яворский не отваживался на открытое осуждение преобразований, но несомненно был тайным их недо­брожелателем и иногда позволял себе высказывать суждения, не вызывавшие одобрения царя. Так, местоблюститель не одобрял насильственное пострижение первой супруги Петра Евдокии Лопухиной, его женитьбы на безродной Екатерине. Но особенно обострились отношения между царем и местоблюстителем в 1712 г., когда Стефан Яворский в день ангела царевича Алексея назвал его «единой надеждой России» и обрушился на введенный Петром институт фискалов.

Стефан Яворский был прав, когда выступил против безнаказан­ности фискалов за неправый донос. По его мнению, фискал, не доказавший вины, должен подлежать такому же наказанию, кото­рому мог быть подвергнут обвиняемый. Проповедь вызвала гнев царя. Он запретил местоблюстителю произносить проповеди в своем присутствии и потребовал от него письменного объяснения. Одновременно с учреждением должности местоблюстителя был круто изменен уклад жизни черного духовенства. Монахам было запрещено держать в кельях чернила и бумагу, ограничивался переход их из одного монастыря в другой. Но главное новшество состояло в том, что Монастырский приказ взял на учет владения монастырей и духовных владык и поделил их на две категории: доходы с одних, так называемых определенных, шли на удовлетво­рение нужд монастыря из расчета на каждого монашествующего, независимо от чина, по 10 руб. и 10 четвертей хлеба в год; другие вотчины, «заопределенные», управлялись чиновниками, назначае­мыми Монастырским приказом. Все доходы с этих вотчин посту­пали в казну. За первые 11 лет своего существования Монастырский Приказ перечислил в государственный фонд свыше 1 млн. руб.

У царя сложилось устойчиво негативное отношение к монашес­твующим. В указе от 30 декабря 1701 г. он ставил в пример древних монахов, которые «сами себе трудолюбными своими руками пищу промышляли и, общежительно живяше, и многих нищих от своих рук питали». Нынешние же монахи, рассуждал царь, «сами чуждые труды поедоша, и начальные монахи во многие роскоши впадоша». Спустя 23 года царь высказывал те же мысли: большая часть монахов «тунеядцы суть», ибо ведут праздную жизнь («корень всему злу праздность»), заботятся только о себе, в то время как до пострижения они были «троеданниками: то есть дому своему, государству и помещику».

Эти высказывания царя наводят на мысль о его безверии или отсутствии у него твердой религиозности. Подобное суждение ошибочно — Петра с детских лет обучали церковному благочестию, он усвоил порядок церковной службы, участвовал во всех церковных церемониях и оставался до конца дней своих глубоко верующим человеком, полагая, что все доброе, выражавшееся, например, в победах на театре войны, и злое, происходившее от грехопадений, как, например, трагедия на Пруте, не что иное как Божье благово­ление.

Истоки негативного отношения к монашеству восходят к пред­ставлениям Петра о роли своей и своих подданных в государстве. Он, царь, слуга государства, монарх, олицетворявший государство, ему служат подданные. В предшествующих столетиях служба мона­шествующих состояла в замаливании грехов, их называли царскими богомольцами. Петр считал, что такой службы теперь недостаточно. «А что, говорят, молятся, то и все молятся... что же прибыль обществу от сего? Поистину токмо старая пословица: ни Богу, ни людям, понеже большая часть бегут (в монастыри.— Н.П.) от податей и от лепости, дабы даром хлеб есть».

Петр возложил на монастыри новые обязанности. Одна из них, филантропическая, состояла в предоставлении приюта больным, старикам, увечным. Нужда в подобных услугах в годы Северной войны возросла во много крат в связи с увеличением числа раненых и увечных. Другая обязанность — просветительская: они должны были превратиться в очаги распространения грамотности, стать учредителями школ. Наконец, третья обязанность, связанная с пополнением бюджета государства доходами с монастырских вотчин, выполнялась лишь два десятилетия: «заопределенные» вотчины, управляемые Монастырским приказом, были напрочь разорены управителями и Петр в 1721 г. вернул их монастырям.

Петру все же удалось обрести среди духовенства подлинного сторонника преобразований и надежного соратника в их осуществ­лении — Феофана Прокоповича.

Таланты Прокоповича Петр использовал, чтобы, во-первых, оправдать свое решение о лишении сына Алексея права наследовать престол и, во-вторых, в обосновании преимуществ коллегиальной системы над единоличным управлением. Но главный вклад Проко­повича в преобразовательные начинания Петра состоял в обосно­вании беспочвенности теократических притязаний духовенства и несостоятельности никонианской идеи преимущества духовной власти над светской.

Прокопович утверждал, что священство всего-навсего «иный чин есть в народе, а не иное государство», что у духовной и светской власти государь и патриарх представлен одним лицом — императо­ром. С идеей примата светской власти над духовной и ненадобности патриаршества тесно перекликается система доказательств преиму­щества коллегиального управления над единоличным. Все эти вопросы тщательно разработаны Феофаном в одном из его главных сочинений —регламенте Духовной коллегии. Этот документ обоз­начил сущность церковной реформы: главой церкви объявлялся монарх, а управление церковными делами поручалось таким же чиновникам, находившимся на государственной службе и полу­чавшим жалованье, как и чиновники, заседавшие в Сенате и коллегиях. Различие состояло в том, что в Духовной коллегии, вскоре переименованной в Святейший Синод, заседали чиновники, облаченные в рясы. Контроль государственной власти за деятель­ностью Синода осуществлял обер-прокурор, светское лицо, объяв­ленное инструкцией таким же «оком государевым», как генерал-прокурор Сената. Полная зависимость Синода от государ­ства выражалась не только в получаемом жалованье, но и в принима­емой его членами присяге. Синодалы присягали на верность царствующей фамилии, обязывались блюсти государственный интерес, а самого монарха почитать высшим судьей в духовных делах. На священнослужителей возлагались и полицейские функции — разрешалось пренебрегать тайной исповеди и доносить властям в тех случаях, когда исповедовавшийся замышлял что-либо против существовавших порядков.

Церковная реформа устраивала далеко не все духовенство — церковь как носительница консервативного начала подверглась внедрению крутых новшеств, но Петр вместе с Прокоповичем осуществил реформу так, что ни у одного из иерархов не возникло возражений: все 87 духовных лиц прикусили язык и безропотно подписали Духовный регламент.

Частичной секуляризацией владений духовных феодалов и прев­ращением церкви в послушное орудие государственной власти не исчерпывается содержание церковной реформы. Третьим ее следствием надлежит считать некоторую «секуляризацию мысли», проникновение светской идеологии в общественную жизнь. Свиде­тельством частичного освобождения общественной мысли от цер­ковной идеологии является отказ правительства от средневековых преследований «еретиков». На смену слепой непримиримости к инаковерующим пришло некоторое ослабление религиозных гонений, известная веротерпимость. Костер и ссылка, тюремное заключение и содержание в яме перестали быть единственными средствами защиты православия. Руководствуясь практическими интересами, правительство отказалось от жестокого преследования старообрядцев. Указ 1716 г. разрешал записываться в раскол «без всякого сомнения», но за эту милость с лиц, придерживавшихся старых обрядов, налоги взыскивались в двойном размере. Кроме того старообрядцев принудили носить иной, чем у остального населения, головной убор —его украшали рога. Сторонников ста­рой веры лишали также некоторых гражданских прав, предостав ляемых посадскому населению: участия в выборах и права занимать выборные должности.

Еще одна особенность церковной политики Петра I состояла в провозглашении манифестом 1702 г. веротерпимости, предостав­лении иностранцам права беспрепятственно исповедовать свою религию и сооружать для этого храмы. Эта мера была обусловлена привлечением иностранных специалистов на русскую службу.

ТЕМА 32. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ПЕТРА I. БОРЬБА ЗА ВЫХОД К БАЛТИЙСКОМУ МОРЮ (4 часа).

1. Великое посольство. Начало борьбы за выход к Балтийскому морю.

2. Восстания в Астрахани и на Дону.

3. Вторжение Карла XII в Россию. Полтавская битва.

4. Окончание Северной войны и образование Российской империи.

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

    1. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. – Л., 1989.
    2. Баггер Х. Реформы Петра Великого. – М., 1985.
    3. Буганов В.И. Петр Великий и его время. – М., 1989.
    4. Павленко Н.И. Петр Великий. – М., 1990.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII в. – СПб., 1997.
  2. Андерсон М.С. Петр Великий. – Ростов-на-Дону, 1997.
  3. Каменский А.Б. Российская империя в XVIII в.: Традиции и модернизация. – М., 1999.
  4. Кафенгауз Б.Б. Россия при Петре I. – М., 1955.
  5. Павленко Н.И. Петр Первый. – М., 1976.

1. На обратном пути из великого посольства Петр I встретился с польским королем и саксонским курфюрстом Августом II. Переговоры с последним положили основание Северному союзу против Швеции. К нему присоединилась и Дания. Заключение Северного союза означало коренной поворот во внешней политике России — на первый план была поставлена задача овладения побережьем Балтики.

Стрелецкий бунт был подавлен до возвращения Петра в Москву. Рядовых его участников разослали по городам, а зачинщиков казнили. Следствие показало, что причиной восстания стрельцов было недовольство тяготами походной жизни, отрыв от торговли и промыслов, которыми они занимались, живя в столице. Прибывший в Москву Петр подозревал, что действия стрельцов были инспирированы Софьей, находившейся в Новодевичьем мо­настыре. Новый розыск, предпринятый по распоряжению царя и сопровождавшийся страшными пытками возвращенных из ссылки в столицу стрельцов, не дал ответа — причастна ли Софья к бунту. Тем не менее около полутора тысяч стрельцов были казнены, несколько человек повешены у окна кельи царевны Софьи.

После этих событий стрелецкое войско, не внушавшее доверия в военном и политическом отношении, начали расформировывать. Стрельцов влили в состав полков нового строя. Правительство с 1699 г. переходит к новой системе комплектования вооруженных сил — набору рекрутов для постоянной строевой службы в регуляр­ных полках, по одному человеку с определенного количества кресть­янских и посадских дворов. Это был важный шаг к укреплению оборонной мощи страны.

В плане экономической подготовки к предстоящей войне сле­дует рассматривать также проведение в 1699—1700 гг. первой город­ской реформы. Указ 1699 г. об организации в Москве Бурмистерской палаты (переименованной вскоре в Ратушу), а в остальных городах земских изб объяснял проведение городской реформы стремлением оградить купцов «от многих приказных волокит и притеснений». Реформа вводила для городского населения самоуправление, не подчинявшееся воеводам на местах и приказным учреждениям в центре. Городское население, согласившееся на введение новых учреждений, должно было платить окладные сборы в двойном размере. Когда выяснилось, что горожане не проявили энтузиазма к самоуправлению, покупаемому столь дорогой ценой, правитель­ство отказалось от взимания двойного оклада, но зато объявило реформу обязательной для всех городов.

Главная цель реформы состояла в превращении Ратуши и земских изб в ответственных сборщиков прямых налогов, а также таможенных и кабацких денег. Ратуша стала центральным казна­чейством. Таким образом правительство получало гарантию в пос­туплении налогов, причем их взимание не требовало от него никаких затрат.

Правительство Петра I вело интенсивные переговоры по заклю­чению Северного союза. Втайне от Швеции, послы которой прибыли в Москву для подтверждения Кардисского договора 1661 г., в 1699 г. был оформлен союз между Россией, Саксонией и Данией. Но Россия не могла проводить активной политики на севере без обеспечения безопасности своих южных границ. Между тем Порта никак не мирилась с потерей Азова и оттягивала заключение мира. Лишь в 1699 г., когда русский посол Емельян Украинцев прибыл в Константинополь на военном корабле «Крепость», проде­монстрировав военно-морскую мощь России, Османская империя стала более сговорчивой и согласилась на заключение 30-летнего перемирия.

8 августа 1700 г. курьер доставил в Москву известие о заклю­чении перемирия, и Петр в соответствии с обязательствами по Северному союзу объявил Швеции войну и двинул войска к Нарве.

Союзники России—Саксония и Дания—уже находились в состоянии войны со Швецией, причем в первые недели им сопут­ствовал успех: датчане овладели рядом городов, а Август II осадил Ригу. Однако 18-летний шведский король Карл XII, оказавшийся незаурядным полководцем, одним ударом вывел Данию из войны. Он высадил под Копенгагеном десант и в августе 1700 г. вынудил Данию в Травендале заключить мир. Освободившиеся 12 тыс. отборных войск Карл XII срочно перебросил к Нарве, осажденной к этому времени 34-тысячной армией Петра. Подойдя к Нарве, шведы 19 ноября внезапно атаковали русские войска и добились победы.

Поражение под Нарвой обнаружило отсталость России в эко­номическом и военном отношении. Армия, состоявшая из плохо обученных рекрутов, имела низкую боеспособность. Ее офицерский состав, преимущественно из наемных иностранцев, не пользовался доверием солдат, к тому же большая часть офицеров во главе с командующим войсками герцогом де Кроа перешли на сторону противника при первом же столкновении. Лишь три хорошо обу­ченных полка (Преображенский, Семеновский и Лефортов) проявили стойкость и оказали упорное сопротивление. Остальные войска, оставшиеся без командиров, в беспорядке отступили. Рус­ская армия потеряла всю артиллерию.

Одержав победу и выпустив по этому поводу медаль с изобра­жением бегущих от Нарвы русских («исшед вон, плакася горько»), Карл XII посчитал Россию выведенной из войны и перебросил свои силы против третьего участника Северного союза —Августа И. В то время как Карл XII, по образному выражению Петра, «увяз в Польше», в России началось энергичное устранение последствий нарвского поражения. В 1701—1704 гг. на Урале были построены четыре крупных металлургических завода, выпускавших железо, чугун, ядра и пушки. Правительство в первую очередь сооружало крупные предприятия, обеспечивавшие армию и флот воору­жением, снаряжением, парусным полотном, экипировкой. В условиях отсутствия денежных накоплений у купцов строительство металлургических заводов на Урале и в Олонецком крае, а также суконных, парусно-полотняных, шляпных и других мануфактур взяло на себя государство. Всего за 8 лет после Нарвы в России было построено не менее 30 мануфактур, преимущественно казен­ных. Это немало, если учесть, что вся промышленность России, создававшаяся на протяжении предшествующего столетия, на грани двух веков едва насчитывала полтора десятка крупных предприятий.

Оправившиеся от нарвского поражения русские войска стали одерживать одну победу за другой. Громадный моральный эффект произвела первая победа под Эрестфером (близ Дерпта), достигну­тая русскими войсками под командованием Б.П. Шереметева 29 декабря 1701 г. Эта победа показала, что можно одолеть шведскую армию, считавшуюся лучшей в Европе. Спустя десять месяцев русские войска одержали еще одну важную победу — штурмом овладели Нотебургом, древнерусским Орешком, крепостью у исто­ков Невы, переименованной в Шлиссельбург (ключ-город). Продвигаясь с востока на запад, войска Шереметева взяли неболь­шую крепость Ниеншанц, стоявшую в устье Невы.

Таким образом, к маю 1703 г. все течение Невы оказалось в руках русских. У устья этой реки 16 мая 1703 г. была заложена Петропавловская крепость, положившая основание Петербургу, ставшему через десять лет столицей государства. С моря подступы к городу охраняла крепость на острове Котлин. Петербург посте­пенно приобрел значение важнейшего в России портового города, «окна в Европу» и стоянки военно-морского флота. В августе 1703 г. с верфи на Лодейном поле был спущен на воду первенец Балтийско­го флота —28-пушечный корабль «Штандарт». В 1704 г. капитулировали шведские гарнизоны в Нарве и Дерпте.

В то время как русская армия одерживала победы, Август II показал себя неспособным на серьезное сопротивление шведам. Карл XII занял Варшаву, в 1704 г. добился «детронизации» Августа и возведения на престол послушного познанского воеводы Станислава Лещинского. Чтобы не лишиться своего последнего союзника, Россия решила оказывать Августу II, сохранившему за собой Саксонское курфюршество, посильную помощь. Русская армия вступила на территорию Речи Посполитой. Спасти союзника от новых поражений не удалось, в 1706 г. Карл XII принудил саксонского курфюрста заключить Альтранштадтский мир, по ко­торому он обязался выйти из Северного союза и отказаться от польской короны.

С этого времени вся тяжесть борьбы с сильным противником легла на плечи одной России. Положение усугублялось тем, что с одной стороны, сосредоточенный в Гродно русский вспомогатель­ный корпус оказался в окружении и ему грозило уничтожение, а с другой — социальные противоречия в самой России обострились настолько, что вызвали ряд противоправительственных выступ­лений.

2. Война вызвала значительный рост государственных повиннос­тей крестьян и посадских людей. Помимо ямских, стрелецких и полоняничных денег, взимавшихся в XVII в., население должно было платить новые налоги на корабельную починку, жалованье ратным людям, рекрутам, устанавливались поборы с бань, ульев, подымные, с рыбных ловель, с перевоза и т. д. Поощряемые правительством изобретатели новых налогов — прибыльщики изощ­рялись в поисках новых источников дохода. По предложению прибыльщика Курбатова в России была введена орленая (гербовая) бумага. Налогом облагались даже дубовые фобы.

Не менее обременительными для трудовых масс были рекрутс­кая, подводная и постойная повинности. Тысячи людей ежегодно призывались на пожизненную службу в армию и на флот. Кроме того, с 1699 по 1709 г. на строительстве крепостей и гаваней ежегодно было занято около 17 тыс. крестьян и посадских. Если в XVII в. подводная повинность населения была эпизодической, то в связи с Северной войной она стала постоянной. На крестьянских подводах к театру военных действий доставлялись продовольствие, фураж, вооружение, снаряжение, боеприпасы, а иногда и рекруты. Обязан­ность предоставлять постой войскам при их формировании, маршах и расположении на зимние квартиры также разоряла крестьян и посадских. На содержание армии с населения взимались сухари, мука, крупа, овес, или вместо всего этого оно вносило деньги. К этому следует добавить «великие неправды и грабительства» чиновников, беспощадно выколачивавших накопившиеся недоим­ки и взимавших незаконные поборы в свою пользу.

Помимо налогов, правительство использовало еще один источник увеличения государственных доходов. С 1700 г. оно стало проводить денежную реформу, сопровождавшуюся уменьшением количества серебра в монете. Только за три года (1701—1703), в течение которых наиболее интенсивно проводилась чеканка новой монеты, казна получила чистой прибыли свыше 1,9 млн. рублей. Порча монеты вызвала понижение курса рубля почти вдвое, соот­ветственно поднялись цены на товары.

Владельческие повинности крестьян тоже увеличились, хотя и не в таком размере, как государственные. Наиболее распространен­ной была трехдневная барщина, однако некоторые помещики посы­лали крестьян на барщину и чаще. «Есть такие бесчеловечные дворяне,— отмечал известный публицист петровского времени Иван Тихонович Посошков,—что в рабочую пору не дают кресть­янам своим единого дня». По его словам, такие дворяне руковод­ствовались правилом: «Крестьянину-де не давай обрасти, но стриги его яко овцу догола».

На рост государственных и владельческих повинностей кресть­яне и посадские отвечали прежде всего бегством. В первом десятилетии XVIII в. бегство приняло невиданный ранее размах. Перепись населения, предпринятая в 1710 г., обнаружила массу пустых дворов, причем, чем ближе тот или иной район находился к театру военных действий, тем больше там было пустых дворов. В Смоленской губернии более 20% дворов пустовало, в Архангелого-родской и Ингерманландской губерниях по сравнению с данными переписи 1678 г. численность населения уменьшилась почти на 40%. Крестьяне бежали на окраины государства: в Сибирь, на Дон, в Поволжье, где было легче укрыться от всяческих сборов и поборов. Но феодальные порядки развивались не только вглубь, но и вширь, государство и феодалы стремились насаждать крепостнические отношения на новых территориях. Именно здесь, на окраинах страны — в Астрахани, на Дону и в Башкирии, вспыхнули крупные движения.

Астрахань была значительным торгово-промышленным цент­ром с населением, пестрым в социальном и национальном отно­шении. Рыбные промыслы и в особенности судоходство привлекали туда большое количество пришлых работных людей. Там всегда было много не только русских, но и армянских, персидских, среднеазиатских и индийских купцов. В городе стоял крупный гарнизон, насчитывавший 3 650 человек, среди которых было не­мало стрельцов, сосланных после подавления последнего стрелец­кого мятежа.

Восстание началось в ночь на 30 июля 1705 г. выступлением солдат и стрельцов, перебивших около 300 человек начальных людей и иностранцев. На следующий день на кругу восставшие избрали совет старшин в составе богатого ярославского купца и астраханс­кого рыбопромышленника Якова Носова, земского бурмистра Гаврилы Ганчикова и стрельца Ивана Шелудяка. На круг был приведен скрывавшийся в курятнике воевода Ржевский и здесь же казнен. Круг отменил введенные налоги, из конфискованной де­нежной казны выдал стрельцам жалованье и принял меры к расширению восстания, к которому вскоре примкнули Красный Яр и Гурьев. Но ни донские казаки, ни посады Среднего Поволжья не поддержали движения —слишком узкой и локальной была социальная программа стрельцов, чтобы их лозунги могли поднять на борьбу широкие народные массы.

Известия о восстании в Астрахани свидетельствовали о непро­чности тыла. На подавление восстания Петр направил лучшего полководца фельдмаршала Шереметева. 13 марта 1706 г. правитель­ственные войска, овладев Астраханью, подавили восстание. Свыше 300 астраханцев были казнены, многих участников бунта сослали в Сибирь. Среди репрессированных преобладали стрельцы, что дает основание считать его стрелецким.

Спустя год после подавления Астраханского восстания вспых­нуло еще более мощное движение на Дону. Коренное население Дона не знало крепостного права, что привлекало сюда массы крестьян. Казачество пользовалось автономией, имело самоуправ­ление во главе с выборным атаманом, ему было предоставлено право не выдавать беглых.

По мере развития в стране феодальных отношений усиливалось наступление государства на автономию Дона. Уходили в прошлое те времена, когда Дон жил своей обособленной, независимой от Москвы политической жизнью.

Теперь Дон оказался зажатым между Воронежем и Азовом, губернатору которого Петр поручил ведать донскими казаками «как бог вразумит». Царские власти нарушали старый неписаный закон, гласивший: «С Дона выдачи нет». Над казачьими правами и традициями внутренней жизни нависла опасность.

Восстание вспыхнуло в связи с жестокими действиями каратель­ной экспедиции князя Юрия Долгорукого, направленной на Дон для сыска и возвращения беглых. Действия Долгорукого, с целью устрашения сжигавшего станицы, где укрывались беглые, вызывали протест не только со стороны беглых, но и части домовитых казаков, лишавшихся таким образом рабочих рук. Когда Долгорукий раз­делил карательную экспедицию на четыре отряда, «новопришлые люди, которые бежали из разных городков от розыску», во главе с Кондратием Булавиным в ночь на 9 октября 1707 г. напали на отряд Долгорукого, заночевавший в Шульгинском городке, и после ко­роткой стычки почти полностью уничтожили его.

Верные царскому правительству отряды домовитых казаков, усиленные калмыками и солдатами Азовского гарнизона, разбили булавинцев, сам Булавин вынужден был бежать в Запорожье, откуда рассылал «прелестные письма» с призывом «побить» бояр, воевод и прибыльщиков.

Весной 1708 г. центром движения стал Пристанский городок на Дону, куда стекались восставшие. Оттуда Булавин двинулся на столицу войска Донского —Черкасск и на полпути к нему, близ Паншина городка, встретился с казаками, мобилизованными атаманом Лукь-яном Максимовым для борьбы с восставшими. Сражение не состоялось, так как казаки вступили в братание. В самом Черкасске старшины и войсковой атаман были выданы Булавину. Вместо каз­ненного Максимова войсковой круг избрал атаманом Булавина.

В Черкасске повстанче


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: