1) В запоминании, сохранении и воспроизведении материала участвуют различные операции по переработке, перекодированию его, в том числе и анализ, систематизация, обобщение, синтез. Они обеспечивают смысловую организацию материала
2) При запоминании какого-либо текста с целью его воспроизведения в памяти запечатлеваются не столько сами слова и предложения, сколько содержащиеся в нем мысли (смысл).
3) Установка на запоминание способствует ему. Т.е. необходимо поставить мнемическую задачу.
4) То, что в структуре деятельности занимает место ее цели, помнится лучше, чем то, что составляет средства осуществления данной деятельности. Т.о., чтобы повысить продуктивность запоминания, нужно связать его с основной целью деятельности.
5) Большую роль играют повторения. Но не механические повторения, а повторения с новым способом структурирования и логической обработки материала.
6) Для хорошего заучивания материала нецелесообразно сразу учить его наизусть. Повторение материала лучше распределить по времени таким образом, чтобы на начало и конец времени заучивания приходилось большее число повторений, чем на середину. (Эффект края).
|
|
7) Использовать явление реминисценции. Т.е. выученное должно отлежаться. За это время внутренние логические связи данного материала становятся более ясными и отчетливыми.
Выводы:
1. Память– познавательный процесс, заключающийся в организации и сохранении прошлого опыта.
2. Виды памяти классифицируются по различным основаниям.
3. Память у людей различается по многим параметрам. Выделяют типы памяти.
4. Существует множество теорий и законов памяти.
Рекомендуемая литература:
Психология памяти: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М: ЧеРо, 1998. – 816 с.
Развитие памяти – Рига, 1991.
Лурия, А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. Ум мнемониста. – М., 1968.
Механизмы памяти. Руководство по физиологии. – Л., 1987.
Лекция 16: МЫШЛЕНИЕ
1. Мышление как процесс
2. Виды мышления
3. Индивидуальные особенности мышления