Обычное право башкир и материальное право – как регулятор общественных отношений

Обычное право – это совокупность обычаев, выполнение которых обеспечивается принудительными мерами со стороны общества и государства. Башкирское общество в 13-14 веках представляло военно-политическое образование ранне-класовой формации. Важнейшие вопросы внутренней жизни общества (пользование землей, разделы семейного имущества и наследование, поведение людей), взаимоотношения с соседними племенами и народами решались в соответствии с традициями, обретшими силу норм обычного права. Гарантами обычного права, кроме общественного мнения, выступали власть военачальников, наследственных вождей племен (биев), решения народных собраний (йыйынов). С принятием ислама, наряду, наряду с обычным правом, башкиры руководствуются установлениями мусульманского права – шариата. Одним из условий принятия башкирами российского подданства было признание их права жить по своим обычаям и религии. Однако уже в 17 веке царские власти стали отходить от условий договора. Запрещались общебашкирские йыйыны, введена выборность старшин, предпринимались попытки насильственного крещения. Все это вызывало упорное сопротивление, повлекшее возникновение башкирских восстаний 17-18 веков. В 18-19 веках в постановлениях и юридических актах царского права, касающихся башкир и Башкирского войска, содержатся указания, что сельские и волостные сходы, кантонные начальники некоторые вопросы могут решать по народным обычаям. Положение о башкирах от 14 мая 1863, действовавшее до 1917 года, законодательно закрепило функционирование обычного права башкир, тем самым обусловив его параллельное действие, наряду с нормами шариата и российскими законами. В сферу действия обычного права входили в основные вопросы имущественной, а также и внутренней жизни аула или волости; разрешение земельных споров между отдельными дворами, аулами, волостями; периодические переделы пахотных земель и покосов, пользование пастбищами, лесными угодьями и водоемами; семейные разделы и наследование, условия выплаты калыма; порядок проведения общественных празднеств и т.д.

Согласно «Правилам… для руководства приходским муллам…», спущенным Духовным собранием мусульман и Министерством внутренних дел России (1983), при разделе семейного имущества и наследства заинтересованные лица могли с общего согласия поступать по нормам обычного права; если возникали споры, должны были обращаться к мулле, который при наличии свидетелей, совершал разделы по шариату; в случае несогласия наследники обращались в гражданский суд, к местным властям или апеллировали к сельскому сходу, при этом гражданский суд должен был руководствоваться не общими гражданскими законами, а установлениями шариата.

В 16-19 веках под нормы обычного права подпадало подворное распределение ясака и расходов на снабжение воинов, нередко и разбор уголовных преступлений. Становление и кодификация советского права и обновление законодательства ограничило функционирование обычного права. Шариат и калым были запрещены. Однако семейные разделы и некоторые имущественные вопросы, не охваченные законодательством, продолжали регулироваться нормами обычного права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: