Концепция ТК 119 Госстандарта Российской Федерации

Созданный в 1990 г. ТК 119 «Надежность в технике» Госстан­дарта Российской Федерации (ТК 119) проводит работы по госу­дарственной и международной стандартизации общетехнических аспектов надежности и разработке системы стандартов с одно­именным названием (стандарты группы 27).

В последние годы характер деятельности ТК 119 сильно изме­нился, особенно в связи с возросшей активностью работ на между­народном уровне по линии МЭК/ТК 56 «Надежность». Это приве­ло к необходимости ревизовать деятельность ТК. Планируется, что основным перспективным направлением работ ТК 119 будет ак­тивное участие в разработке международных стандартов по обще­техническим аспектам надежности, а также разработка соответст­вующих государственных стандартов.

Нормативные документы. Основополагающими документами для выполнения работ по стандартизации в области надежности техники являются:

· законы Российской Федерации «О стандартизации», «О за­
щите прав потребителей», «О сертификации»;

· стандарты Государственной системы стандартизации;

· правила по стандартизации ПР 50.1.008—95 «Порядок и проведение работ по международной стандартизации в Рос­сийской Федерации»;

· типовое положение о техническом комитете по стандартизации и т.п.;

Целями стандартизации в области надежности техники являются:

· развитие нормативной базы для регулиро­вания взаимодействия заинтересованных сторон (разработ­чика, изготовителя, поставщика, потребителя, заказчика) при обеспечении надежности на всех стадиях жизненного цикла изделий;

· регламентация методов решения типовых задач надежности как основы для разработки соответствующих правил, мето­дик, процедур и т.п., применяемых при создании, испытаниях и эксплуатации конкретных изделий;

Для достижения указанных целей стандартизация в области надежности решает следующие основные задачи:

· устанавливает положения и требования организационного, терминологического, технического, технологического, эко­номического и правового характера, направленные на обеспечение надежности техники;

· регламентирует способы и методы решения типовых задач обеспечения надежности,);

· устанавливает количественные ограничения по уровню на­дежности и способам ее контроля.

Стандартизация в области надежности должна осуществляться с учетом зарубежной интеграции международных и националь­ных стандартов.

Система стандартов «Надежность в технике». Государственные стандарты первого уровня образуют общетехническую систему стан­дартов «Надежность в технике» (стандарты группы 27). В исключи­тельных случаях к указанной системе могут быть отнесены стандар­ты второго уровня, касающиеся аспектов надежности наиболее крупных групп однородной продукции (однородных изделий).

Стандарты третьего уровня и в общем случае стандарты второ­го уровня разрабатываются вне системы «Надежность в технике». Использование слов «Надежность в технике» в названиях этих стандартов не допускается.

Систему стандартов «Надежность в технике» ведет ТК 119 по стандартизации Госстандарта России с одноименным названием.

Гармонизация с международными стандартами. За рубежом общетехнические стандарты по надежности разрабатывают в ос­новном только на международном уровне — в МЭК/ТК 56 «На­дежность». Страны активно участвуют в разработке международ­ных стандартов и внедряют их в качестве национальных. Это обеспечивает гармоничный учет интересов разных стран, получе­ние взаимопризнаваемых решений и, как следствие, простоту прямого применения международных стандартов на националь­ном уровне.

Система государственных стандартов «Надежность в технике» должна быть гармонизирована с международными стандартами МЭК и формироваться синхронно разработке и через разработку МЭК/ТК 56 «Надежность». Подобной организации работ ранее не было. В настоящее время параллельно и недостаточно взаимо­увязано существуют два направления стандартизации — государ­ственная и международная, вследствие че­го возникают сложности при гармонизации стандартов системы «Надежность в технике» со стандартами МЭК/ТК 56.

Кроме того, в министерствах и ведомствах при разработке ви­довых стандартов по надежности распространена практика само­стоятельной внутриведомственной регламентации общетехниче­ских аспектов надежности, что приводит к ненужному дублиро­ванию и/или несоответствиям, а также к ненужным затратам.

Гармонизация осуществляется в следующих направлениях:

· участие в формировании программы работ по международ­
ной стандартизации МЭК/ТК 56;

· разработка и корректировка планов государственной стан
дартизации по надежности в соответствии с программой ра­
бот МЭК/ТК 56;

· участие специалистов ТК 119 как официальных экспертов
от российской стороны в процессах разработки междуна­
родных стандартов в рабочих группах МЭК/ТК 56;

· продвижение национальных результатов в международные
стандарты путем внесения российской стороной в МЭК/ТК 56 предложений по новым рабочим темам, обоснования и содействия принятию внесенных предложений и последую­щего руководства разработками;

· внедрение международных стандартов в качестве государст
венных;

· прекращение (сокращение) «мешающих» видов деятельно-
сти: обособленной разработки государственных и межгосу-
дарственных стандартов по общим проблемам надежности вне связи с деятельностью МЭК/ТК 56, а также видовых стандартов, необоснованно регламентирующих общетехни­ческие положения надежности под флагом видовой специ­фики.

Научно-практическое обеспечение участия в работах по между­народной стандартизации. Имеющиеся в распоряжении ТК 119 на­учные и практические результаты обеспечивают России возмож­ность быть в числе лидеров международной стандартизации в об­ласти надежности, наряду с США, Англией, Францией, Канадой, Швецией, Японией, Германией.

В отраслях и ведомствах накоплен большой опыт обеспечения надежности различных видов техники, который частично может быть использован в разработке международных общетехнических стандартов. В первую очередь это относится к отраслям, участ­вующим в создании и эксплуатации изделий спецтехники.

В ТК 119 и ВНИИстандарте Госстандарта России проводятся целенаправленные научные исследования по стандартизации ме­тодов надежности и применению информационных технологий. Разработана единая методологическая основа стандартизации ин­струментария надежности (tools), определены конкретные пути усовершенствования ряда международных стандартов и выработа­ны предложения по новым рабочим темам.

Работы по межгосударственной стандартизации. Работы по меж­дународной стандартизации от России по линии МЭК/ТК 56 ведет ТК119 «Надежность в технике».

Приведенные в таблице аспекты стандартизации не следует рассматривать как установленный состав стандартов системы. В ходе выполнения работ по стандартизации эти аспекты могут уточняться и дополняться.

Структура и состав стандартов системы «Надежность в техни­ке» в процессе гармонизации должны приближаться к структуре и составу стандартов МЭК/ТК 56 в степени, соответствующей кон­кретным результатам гармонизации. При разработке стандартов руководствуются общими принципами стандартизации. Общее число проблемно-ориентированных стандартов системы «Надеж­ность в технике» на завершающем этапе формирования составля­ет около 60—70 наименований

.

Статус стандартов по надежности. Стандарты по надежности являются обязательными для изделий, требования к которым ус­танавливают государственные органы. Для других видов изделий обязательный характер требований стандартов по надежности оговаривают в контрактах, договорах на поставку и/или анало­гичных документах.

Требования стандартов по контролю надежности являются обязательными для изделий, численные значения показателей надежности которых заявлены изготовителем или поставщиком в сопроводительной документации на изделие, паспорте или рек­ламе любого вида. В остальных случаях стандарты по надежности являются рекомендуемыми.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: