Разработка проектов законов в области различных отраслей права, уголовного и гражданского процесса, а также в области судоустройства не может обойтись без показателей, освещающих распространенность конкретных видов правонарушений, практическое применение отдельных статей действующего законодательства, жизнеспособность тех или иных его норм, прогнозирование правовых изменений и т.д.
Как отмечает Д.А. Керимов, «правовые нормы могут способствовать ускоренному или оптимальному осуществлению одних и замедленному наступлению, а то и вовсе предотвращению других общественных отношений. Для этого законодателю нужна полная и объективная информация».
Информационное обеспечение законотворчества имеет и тот чрезвычайный смысл, что позволяет прогнозировать предстоящие последствия конкретного правового регулирования. Такое прогнозирование не только заранее покажет обоснованность тех или иных законодательных актов либо их обреченность на бездействие, но и помешает принятию правовых установлений, грозящих нормальной общественной жизнедеятельности»'.
|
|
Иллюстрируя своими данными практику применения тех или иных законов, характеризуя движение определенных правонарушений, правовая статистика подтверждает целесообразность или, наоборот, нецелесообразность действия в данный период конкретного закона, его эффективность. Отсюда может возникнуть необходимость установления новых форм борьбы с определенными правонарушениями.
Объективно и субъективно обусловленная болезненность перехода от одной системы организации общественного строя к другой требует наблюдения за реакциями населения на происходящие в нем события и процессы. Это, в свою очередь, вызывает необходимость разработки индикаторов — системы интегративных показателей, в том числе и о правонарушениях в целом, и преступности в частности. Их регулярная публикация позволяет на всех уровнях (местном, региональном и государственном) видеть очаги напряженности, определять их устойчивость и общественную опасность и вовремя принимать меры к их минимизации.
Широкое применение материалы правовой (в данном случае уголовно-правовой) статистики имеют и в ведомственном нормо-
' Керимов Д.А. Потенциал российского правоведения // Социс. 1997. № 3. С. 8.