double arrow

Типы цветовых моделей


Большинство графических пакетов позволяют оперировать широким кругом цве­товых моделей, часть из которых создана для специальных целей, а другая - для особых типов красок. Перечислим их:

• CMY;

• CMYK;

• RGB;

• HSB;

• HLS;

• Lab;

• YIQ;

• YCC.

По принципу действия перечисленные цветовые модели можно условно разбить на три класса:

• аддитивные (RGB), основанные на сложении цветов;

• субтрактивные (CMY, CMYK), основу которых составляет операция вычита­ния цветов (субтрактивный синтез);

• перцепционные (HSB, HLS, Lab, YCC), базирующиеся на восприятии.

Перед тем как перейти к непосредственному рассмотрению конкретных цветовых моделей, уделим немного внимания общим физическим закономерностям, свой­ственным природе цвета.

Эта модель используется для описания цветов, которые могут быть получены с помощью устройств, основанных на принципе излучения. В качестве основных цветов берется красный (Red), зеленый (Green) и синий (Blue). Другие цвета и оттенки могут быть получе­ны смешиванием определенного количества любого из основных цветов.

5.4.1 Аддитивные цветовые модели

Аддитивный цвет получается на основе законов Грассмана путем соединения лу­чей света разных цветов. В основе этого явления лежит тот факт, что большинство цветов видимого спектра могут быть получены путем смешивания в различных пропорциях трех основных цветовых компонент. Этими компонентами, которые в теории цвета иногда называются первичными цветами, являются красный (Red), зеленый (Green) и синий (Blue) цвета. При попарном смешивании пер­вичных цветов образуются вторичные цвета: голубой (Cyan), пурпурный (Magenta) и желтый (Yellow). Следует отметить, что первичные и вторичные цвета относят­ся к базовым цветам.




Базовыми цветами называют цвета, с помощью которых можно получить практи­чески весь спектр видимых цветов.

Для получения новых цветов с помощью аддитивного синтеза можно использовать и различные комбинации из двух основных цветов, варьирование состава которых приводит к изменению результирующего цвета. На рис. 5.14 приведена схема полу­чения новых цветов на базе двух первичных путем использования источников зе­леного и красного цветов, интенсивностью каждого из которых можно управлять с помощью фильтра. Можно увидеть, что равные пропорции первичных цветов дают желтый цвет (1, 2); снижение в смеси интенсивности зеленого цвета при той же интенсивности красного позволяет синтезировать оранжевый цвет (3, 4); по­добные колометрические схемы позволяют создать желтый и оранжевый цвета в виде геометрического места цветовых точек — локуса (2,4). Однако таким спосо­бом нельзя получить некоторые цвета, например голубой, для создания которого требуется наличие третьего первичного цвета — синего.



Рис. 5.14. Аддитивный синтез новых цветов на базе разного процентного соотношения двух первичных цветов - красного и зеленого.

Аддитивные цвета нашли широкое применение в системах освещения, видеосисте­мах, устройствах записи на фотопленку, мониторах, сканерах и цифровых камерах.

Используемые для построения RGB-модели первичные, или аддитивные, цвета имеют еще одно название. Иногда, чтобы подчеркнуть тот факт, что при добавле­нии света интенсивность цвета увеличивается, эту модель называют добавляющей. Такое обилие терминов, используемых для описания RGB-модели, связано с тем, что она возникла задолго до появления компьютера и каждая область ее примене­ния внесла свой вклад в терминологию.

.

Рис. 5.15. Представление RGB-модели в виде куба: 1 - схема модели; 2 - практическая реализация модели в пакете Corel PHOTO-PAINT

Рис. 5.16. Модель Т. Юта







Сейчас читают про: