Цветовая гармония

Цвет является неотъемлемой частью костюма, его информационным фактором. При оценке цветовых сочетаний в костюме самое важное - это их эмоциональная выразительность и гармоничность. Гармонию цвета нельзя понимать как категорию незыблемую, раз и навсегда принятую. Не существует цветов красивых и некрасивых, гармоничных и дисгармонич­ных, т. к. оценка гармонии цветовых сочетаний носит визуальный характер и то, что выдвигалось или утверждалось как безусловная гармония в одну историческую эпоху, претерпевает значительные изменения в другую.

Цветовое гармоничное «пространство» формы костюма строится на определенных закономерностях. Основное, что ей присуще - это различие между цветами по цветовому тону, по светлоте и насыщенности.

Эстетическая оценка цветовых отношений определяется отношениями цветовых тонов. Сочетания различных цветовых тонов прежде всего обу­словливают и характеризуют гармонические сочетания цветов. Кроме того, по-настоящему оценить сочетания цветовых тонов можно только с учетом их светлотных отношений. Поэтому любой цвет нельзя рассматривать изолированно от его насыщенности и особенно светлоты. Не случайно Ко­ровин, говоря, о значении живописи, на первое место ставил светлотные отношения (важно вначале установить, что светлее и темнее, и уже потом, что какого цвета). Действительно, один и тот же цвет в разном светлотном окружении производит иногда приятное, а иногда неприятное впечатление.

Рис. 25. Симметрия в костюме

Рис. 26. Асимметрия в костюме

Принципы составления гармонических отношений цветов строятся на использовании их сходства-тождества или меньшего и большего различия, т. е. нюанса или контраста.

Для составления гармонических сочетаний необходимо и достаточно три тона (закон трехкомпонентности).

Гармоническое отношение трех цветов может быть выражено че­тырьмя основными сочетаниями количества светлоты:

Ø светлого + среднего + темного цветов поровну;

Ø много светлого + приближающегося к светлому среднего тона + немного
темного;

Ø много темного + приближающегося к нему среднего тона + немного
светлого;

Ø много среднего тона + немного светлого + темного тонов.

В проектировании костюма в основном используют три группы цве­товых сочетаний, резко ограниченных и различных по психологическим и физическим признакам:

Ø сочетания родственных, сходных цветов;

Ø сочетания родственно-контрастных цветов;

Ø сочетания контрастных цветов.

Сочетания цветов в каждой группе, таким образом, основаны на есте­ственных гармонических связях - сходстве или контрасте.

Сочетания родственных цветов гармоничны в силу их близости, сходства. Такие сочетания мягки, нежны, но малоактивны (статичны).

Родственно-контрастные цвета располагаются в соседних четвертях цветового круга и создают впечатление динамики.

Контрастные цвета располагаются в противоположных четвертях цветового круга. Сочетания контрастных цветов наиболее яркие и не­сколько агрессивные.

Итак, гармонию цветов необходимо рассматривать как гармонию цве­товых отношений, как совокупность цветовых комбинаций с учетом всех основных характеристик цветов - светлоты, насыщенности, цветового то­на, а также формы и размеров занимаемых этими цветами площадей.

Равновесие цвета лучше всего достигается с помощью закона плоско­стей: большие плоскости должны быть заполнены спокойным цветом, а небольшие - контрастными цветами. Контраст здесь может создаваться за счет изменения оттенка, насыщенности, интенсивности (темное и светлое, яркое и неяркое).

Выбор тех или иных гармонических сочетаний является эффективным орудием в художественном поиске.

И все таки гармонические сочетания цветов, это не точный закон, это своеобразный «ключ», пользоваться которым следует свободно, развивая творческую индивидуальность, чувство нового и современного. Так, на­пример, цвета, не сочетающиеся между собой, можно сделать гармонич­ными, изменив их фактуру. Цвета, недостаточно согласованные на плоско­сти, совсем по-другому начинают взаимодействовать в пространственных формах костюма. Наконец, два цвета при равных их количествах нередко образуют неубедительное сочетание, а при изменении количества одного из цветов прекрасно «уживаются» один с другим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: