double arrow

Психологические закономерности спортивного совершенствования


Как считает В.В.Петровский (1978), в становлении спортивного мас­терства особую роль играет этап базовой подготовки, когда закладывает­ся база всесторонней физической, психической и морально-волевой подго­товки, которая обеспечивает достижение результатов международного класса на этапе высшего спортивного мастерства и спортивного долголетия. Длительность этого этапа должна быть не менее 3-4 лет. Ошибки на этом этапе подготовки, заключающиеся в форсировании тренировки и участии юного талантливого спортсмена во множестве разнообразных соревнований, вызы­вают непоправимые отрицательные биологические и психологические изме­нения, которые приводят к тому, что процесс быстрого роста при перехо­де в группу юниоров или взрослых прекращается, и спортсмен долгие годы "топчется на месте" или уходит из спорта, не раскрыв своих возможностей Определение возраста, при котором можно начинать многолетнюю подготов­ку, является одним из важнейших вопросов, обеспечивающих ее эффектив­ность. Отправными данными для этого являются: возрастно-половые особенности развития детей, возраст, при котором достигают первых больших успехов и среднее количество лет, необходимых для прохождения пути от новичка до мастера спорта.




Дисгармоничное течение личностного развития юных спортсменов, включившихся в профессиональное спортивное совершенствование, связывается с осложнением условий формирования у них полноценной Я-концепции вследствие ограниченности социального опыта из-за концентрации внимания на повышении спортивного мастерства, с повышением вероят­ности внутриличностных конфликтов из-за несовпадения норм и ценностей, регулирующих отношения с социальным окружением в спорте и вне его, с частыми эмоциональными стрессами, личностными и коммуникативными трудностями, средствами преодоления которых юные спортсмены в силу воз­растных особенностей владеют недостаточно.

Источниками проблем в личностном развитии подростков в условиях ранней профессионализации становятся несовершенство отбора, вызывающее фрустрации из-за несовпадения ожидаемых и фактических достижений; несогласованность специальной и общеобразовательной подготовки по содержанию и организации, приводящая к снижению мотивации учения и школьных успехов, сужение социального опыта, приводящее к формированию инфантильной структуры общения со значимыми другими; доминирование в общении со сверстниками отношения конкуренции, усиливающие потребность в психологической поддержке.

Таким образом, можно констатировать, что ранняя профессионализация в спорте, направленная на решение задачи подготовки высококвалифицированных спортсменов, может быть угрозой для личностного развития юных спортсменов.







Сейчас читают про: