Введение. Организация научно-исследовательской дея

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ИЗДАТЕЛЬСТВО

Инфо-Да

Попазова О.А., Молодькова Э.Б.

Организация научно-исследовательской деятельности в области управления персоналом: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во «Инфо-Да», 2013. - --- с.

В учебном пособии рассматривается комплекс вопросов, связанных с актуальной, сложной и недостаточно разработанной проблемой методологии научно-исследовательской деятельности по организации и изучению явлений и процессов в сфере управления персоналом. Анализируются проблемы логики и методологии научного исследования, вопросы типологии методов научного познания, диалектика процесса научного исследования, основные методы, способы и приемы эмпирического и теоретического уровней познания, а также методика и технология их практического использования в научно-исследовательской и практической деятельности в области управления персоналом.

Для студентов, аспирантов и преподавателей экономических вузов, руководителей и работников кадровых служб, а также широкого круга читателей, интересующихся актуальными вопросами современной логики и методологии научного исследования в области управления персоналом.

Рецензенты:

© О.А. Попазова,

Э.Б. Молодькова

Издательство Инфо-Да, 2013

Введение

Динамичное развитие общества требует постоянного совершенствования системы управления экономикой как на макроуровне, так и в рамках отдельного предприятия. При этом в современных условиях проблема управления персоналом является ключевой в системе управления любой организации. В современных условиях радикально изменилась среда, в которой функционируют российские организации. Поэтому плохое экономическое положение предприятий отчасти определяется отсутствием у руководителей всех уровней теоретических знаний и практического опыта по руководству персоналом в условиях рынка, когда степень ответственности и самостоятельности резко возрастает, а выполнение решений, связанных с эффективной деятельностью, полностью зависит от компетенции коллектива.

Мы живем в эпоху коренных преобразований, меняющих социальную картину мира, движущие силы развития общественного производства. Существенную роль в этих процессах играет наука. Ее значение для функционирования и развития любой организации неизмеримо возросло. Она превратилась в непосредственную производительную силу общества, в важный элемент социально-экономического и технического прогресса, в важнейшее средство социального управления.

Применение достижений науки позволяет развивать материальное и духовное производство, сама же наука при этом превратилась в огромной и сложный социальный организм. В этих условиях вопросы дальнейшего развития науки, упорядочения системы научных знаний, повышения эффективности научных исследований приобрели принципиально новое значение.

В настоящее время многие фирмы промышленно развитых стран столкнулись с кризисом управляемости своих хозяйственных систем, выход из которого осуществлялся в основном за счет перехода к новой управленческой парадигме. Само понятие «парадигма» истолковывается как система взглядов, вытекающих из основополагающих идей и научных исследований, выполненных рядом крупных ученых и определяющих стержень мышления основной массы ученых и работников-практиков.

Суть новой управленческой парадигмы состоит в отходе от изначального убеждения, что предприятие является «закрытой» системой, а его цели и задачи остаются достаточно стабильными в течение длительного периода времени. Новая парадигма основана на системном и ситуационном подходах к управлению и раскрывается в двух аспектах.

Первое положение: любая современная организация (предприятие) рассматривается как «открытая» система, и главные предпосылки успеха ее деятельности теперь отыскиваются не внутри организации, а вне ее, т.е. успех связывается, прежде всего, с тем, насколько удачно фирма сумела приспособиться к своему внешнему окружению. Из этого мышления логично вытекает ситуационный подход к управлению, согласно которому все внутрифирменное построение системы управления есть не что иное, как ответ на различные воздействия со стороны внешней среды.

Второй аспект, наиболее важный для понимания, почему «Управление персоналом» выделилось в самостоятельный предмет изучения, заключается в утверждении, что любое предприятие является, прежде всего, социальной системой, а его успешная деятельность во внешней среде все больше и больше зависит от человеческого фактора. Поэтому стиль руководства, квалификация людей, их поведение, реакция на новшества и внешние изменения должны постоянно учитываться высшим руководством предприятия. В рамках новой парадигмы большое значение должно придаваться факторам организационной культуры, индивидуальным и групповым нормам поведения, типам взаимоотношений, сплоченности коллектива и т.д.

Исходя из данных положений, в пособии в обобщенном виде рассматриваются общетеоретические, логико-гносеологические и логико-методологические основы научного исследования в области управления персоналом, а также определяются логика, технология и методика процесса научного познания, основные уровни и методы научного исследования, связанных с актуальными процессами управления персоналом современных хозяйствующих систем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: