Это утверждение называют аксиомой о потенциальной опасности деятельности, которая имеет, по меньшей мере, два важных вывода, необходимых для формирования систем безопасности:
- ни один вид деятельности не может обеспечить абсолютную безопасность для человека (нулевой риск);
- невозможно разработать абсолютно безопасную технику.
Безопасность – это такое состояние деятельности, при котором
с определенной вероятностью исключаются потенциальные опасности, влияющие на жизнь и здоровье человека.
Опасности, создаваемые деятельностью человека, имеют два важных для практики качества:
- потенциальный характер опасностей, т.е. опасности могут быть, но не приносить вреда и проявляться при определенных, зачастую трудно предсказуемых, условиях;
- ограниченная зона влияния (зона действия опасности).
Для обеспечения безопасности должны быть выполнены три задачи БЖД.
1. идентификация (распознавание) опасностей – детальный анализ опасностей, формируемых в изучаемой деятельности. Последовательность проведения анализа следующая:
- выявление элементов среды обитания как источников опасности;
- оценка опасностей по качественным, количественным, пространственным и временным показателям (x, y, z, t).
2. защита человека и среды обитания от выявленных опасностей на основе сопоставления затрат с выгодами. защита базируется на определенных принципах, методах и средствах.
3. Защита от остаточного риска данной деятельности, поскольку обеспечить абсолютную безопасность невозможно: изучение закономерностей и построение моделей развития чрезвычайных ситуаций; принципы, методы, приемы и средства их прогнозирования и ликвидации.
Структура курса БЖД
БЖД – система знаний, направленных на обеспечение безопасности и сохранение здоровья человека в производственной и непроизводственной среде с учетом влияния человека на среду обитания.
В структуре курса БЖД выделены следующие разделы:
- теоретические основы БЖД;
- безопасность в производственной среде;
- безопасность в окружающей природнойсреде;
- безопасность при чрезвычайных ситуациях.
В ходе изучения дисциплины предполагается выполнение цикла лабораторных и практических работ, количество которых определяется учебными планами соответствующих специальностей.
На завершающем этапе обучения в структуру дипломного проекта (работы) включаются разделы, в которых должны быть проработаны вопросы обеспечения безопасности труда, экологической безопасности и обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях применительно к разрабатываемому объекту.
основы теории риска