Процесс мышления включает в себя несколько операций: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация. Их сущность отражена в табл. 9.4.
Таблица 9.4. Мыслительные операции
Мыслительная | Ее содержание |
операция | |
Сравнение | Вскрытие сходства и различия между вещами. Результатом |
сравнения является классификация. Например, менеджер по | |
персоналу сравнивает личностные качества претендентов на | |
вакантную должность (но их аккуратности, исполнительности, | |
энергичности, компетентности и т. д.) | |
Анализ | Мысленное расчленение объекта на составляющие его элементы |
с последующим их сравнением. Например, психолог проводит | |
анализ личностных качеств своего клиента на основании результа | |
тов теста Кеттела | |
Синтез | Объединение отдельных компонентов в Целое. Обычно соседствует |
с анализом. Продолжая предыдущий пример, представим себе, как | |
психолог, после анализа нескольких тестов, строит обобщенный | |
психологический портрет человека | |
Абстрагирование | Выделение одной стороны предмета или явления, которая в реальности как отдельная не существует. В результате абстракции формируются понятия. В качестве примера можно взять понятие «надежности!» как низкой вероятности поломки какой-нибудь разновидности бытовых приборов |
Обобщение | Выделение общих существенных свойств в сравниваемых объектах. Например, произведя анализ продаж отдельных сортов хлеба, хозяин пекарни приходит к выводу, что наилучшим спросом пользуются сдобные булочки, независимо от их размеров и начинок |
Конкретизация | Операция, обратная обобщению, выделение у предмета или явления характерных именно для него черт, не связанных с чертами, общими для класса предмета или явления. Например, хозяин мини-пекарни, выяснив повышенный спрос на сдобные булочки, решает выискать их новый вид — с кунжутом и клубничной начинкой |
|
|