Под составлением карты понимают процесс изготовления оригинала карты, слагающийся из построения математической основы, нанесения содержания по картографическим материалам с его генерализацией и закреплением картографического изображения.
Изготовление составительского оригинала – сложный и ответственный этап в общем комплексе работ по созданию карт. Он включает (рис. 52):
1. Подготовительные работы к составлению оригинала карты.
2. Составление элементов и объектов содержания карты.
3. Корректуру (самокорректуру), редакционный просмотр и приемку оригинала в ОТК.
При изготовлении составительского оригинала необходимо в соответствии с требованиями редакционных документов правильно, точно и с высоким графическим качеством воспроизвести все элементы содержания карты в установленных условных знаках с одновременным выполнением генерализации исходного изображении в соответствии с назначением карты, её тематикой и масштабом.
Существуют различные способы и технологические приемы составления оригиналов карт.
|
|
Классификация способов изображения карт (рис. 53):
1. По связи составления с подготовкой к изданию карт:
а) Раздельное последовательное составление и подготовка карты к изданию;
б) одновременное составление и подготовка карты к изданию;
в) комбинированное составление и подготовка карты к изданию.
2. По масштабам изготавливаемых оригиналов:
а) составление в масштабе издания карты;
б) составление в укрупненном масштабе (в масштабе основного карт материала);
в) составление в уменьшенном масштабе.
3. По технике составления (перенесения) изображения:
а) оптико-механический способ (или фотомеханический, или по «голубым» копиям);
б) графический способ (пантографом, по клеткам);
в)аналитико-механический, аналитико-оптический, аналитико-электронный способы.
4. По способу закрепления изображения: а) черчение на прозрачной основе (пленке) и на непрозрачной (бумаге);
б) гравирование на прозрачной основе с нанесением на нее гравировальным слоем изображения (механическим и фотомеханическим способом или лазером);
в) рисовка оптическим лучом на фотооснове;
г) рисовка на бессеребряной люминесцентной основе:
- лучом лазера;
- электронным лучом.
Выбор наиболее рационального способа создания составительского оригинала определяется, как правило, редактором в зависимости от:
1. Математической и геодезической основ исходного картографического материала (проекции, масштаба, систем координат);
2. Вида основных картматериалов (тиражный оттиск, диапозитив);
3. Предполагаемой технологии подготовки карт к изданию;
|
|
4. Сроков издания карты;
5. Характера картографируемой территории;
6. Наличия оборудования, инструментов и квалификации исполнителей.
Во всех случаях выбранный способ должен обеспечить полное соответствие создаваемой карты требованиям редакционных и других руководящих документов.
Наибольшее распространение при составлении общегеографических карт и географических основ тематических карт на производстве получил способ создания составительского оригинала по «голубым» светокопиям, изготовленным с основного (исходного) картографического источника фотомеханическим способом. Этот способ применим в тех случаях, когда основные источники могут быть приведены при фотографировании к масштабу составляемой карты с сохранением четкого изображения содержания на уменьшенных копиях.
Основные картографические материалы следующие:
1. При составлении первичных топографических карт – аэрофотосъемочные материалы;
2. При составлении топокарт последующих масштабах – эти же карты, но более крупного масштаба;
3. При составлении общегеографических карт – топографические карты или карты аналогичного содержания, но более крупного масштаба;
4. При составлении тематических карт для создания географической основы – топографические или общегеографические карты, а для специального содержания – тематические карты и различные другие материалы в зависимости от тематики карты.
Требования к составительскому оригиналу. В результате выполнения составительских работ получают в единственном экземпляре составительский оригинал карты в масштабе её издания. Он должен содержать всю штриховую нагрузку карты, но в отдельных случаях, например, при составлении тематических карт, от этого правила отступают.
В большинстве случаев составительский оригинал изготовляют тушью и красками на бумаге, наклеенной на жесткую недеформирующуюся основу (лист алюминия). Для графического оформления составительского оригинала применяют тушь и акварельные краски; элементы гидрографии вычерчивают зеленым цветом, элементы рельефа – коричневым, все остальные элементы штриховой нагрузки карты – черным; площади лесов закрашивают светло-фиолетовой краской, водные пространства – голубой. Некоторые изменения цвета красок на составительском оригинале по сравнению с условными знаками объясняется необходимостью фотографирования оригинала при подготовке карты к изданию. Размеры и рисунок условных знаков на составительском оригинале должны точно соответствовать таблицам условных знаков или утвержденной легенде карты.
В настоящее время используют технологию создания карт, при которой составительский оригинал одновременно является издательским. В этом случае к оформлению предъявляют повышенные требования.
При составлении многолистных карт должны быть выполнены сводки по рамкам смежных листов. Содержание соседних листов карты должно быть согласовано друг с другом, так как при соединении эти листы должны составлять единое целое. Для сводок делают выкопировку шириной 1,5–2 см вдоль каждой рамки карты.