Общественная мысль. Общественная мысль не только отражала глубинные процессы, происходившие в это время в России, но и оказывала на них заметное влияние

Общественная мысль не только отражала глубинные процессы, происходившие в это время в России, но и оказывала на них заметное влияние.

2.1. В центре внимания общественной мыслипервой четверти XVIII в.находились основные экономические и политические проблемы страны, цели результаты петровских реформ. Выдающиеся мыслители этого периода Ф. Прокопович, А. Кантемир, П.П. Шафиров с рационалистических позиций обосновывали необходимость преобразований для преодоления экономической и культурной отсталости России. Сочинения Прокоповича (Правда воли монаршей, Слово о власти и чести царской)отстаивали право монарха на неограниченную власть, исходя из особой природы русского народа.

И.Т. Посошков (Книга о скудости и богатстве, переданная Петру I и опубликованная значительно позднее), в целом одобряя преобразования, пытался совместить элементы рационализма, идеи государственной пользы с развитием русских традиций, требовавших освящения любых перемен воздействием Божьей благодати.

2.2. К середине столетиявсе большее распространение в общественной мысли России получают понятия общего добра и общего блага, которые постепенно наполняются новым содержанием. Под общим благом чаще понималось благо укреплявшегося российского государства.

2.3. В общественном сознании все более возрастал интерес к человеческой личности, но представления о несовместимости крепостничества с естественными правами человека еще не формировались.

2.4. В 30-х годах в России получили распространение идеи масонства, религиозно-этического движения, охватившего в XVIII в. практически всю Европу. Проблемы происхождения и развития масонства в России относятся к числу наиболее запутанных и сложных в истории русской культуры. Характер деятельности масонских лож в России претерпел существенные изменения на протяжении своей истории. Наиболее распространена точка зрения, что на первом этапе масонство было у нас исключительно модным явлением, заимствованным с Запада; вступление в орден давало возможность приобщиться к знаменитой масонской тайне и войти в круг представителей сильных мира сего. Один из первых русских масонов И.П. Елагин назвал масонство игрушкой для праздных умов. К середине столетия отчетливо проявился филантропический, религиозно-просветительский характер деятельности масонов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: