Образование по-прежнему было привилегией господствующего класса, оставаясь труднодоступным для представителей средних социальных слоев и практически недоступным для представителей низших сословий.
2.1. Государственная политика в области образования. Органы государственного управления образованием. Потребности экономического развития страны вынуждали правительство расширять сферу образования. Для организации просветительских учреждений и управления ими в 1802 г. было создано Министерство народного просвещения (с 1817 г. - Министерство духовных дел и народного просвещения).
Изданное в 1803 г. Положение об устройстве учебных заведений предусматривало создание 4-хступенчатой бессословной системы образования: приходские школы, уездные училища, гимназии, университеты. На практике изменения коснулись только системы высшего образования, для развития начального и среднего образования ничего сделано не было, их сеть росла крайне медленно. В соответствии с Уставом учебных заведений 1828 г. учреждалась 3-хступенчатая система образования, находящаяся под сильным полицейским и церковным контролем: для детей самых нижних состояний (кроме крепостных крестьян) предназначались приходские училища; для детей городских обывателей - уездные училища, а для детей дворян - гимназии.
|
|
2.2. Система образования. К середине XIX в. сеть низших и средних учебных заведений оставалась неразвитой.
2.2.1. Начальная школа. Для крепостных крестьян не было создано никаких государственных учебных заведений, лишь единицы из них могли научиться грамоте у местного дьячка. В начале века для государственных крестьян начали открывать приходские школы с программой обучения на 1 год, в которой преобладали богословские предметы. К 1854 г. в стране насчитывалось около 2,5 тысяч приходских школ с числом учащихся около 100 тысяч. Программа уездных училищ для мещан была несколько шире, но в ней также преобладали богословские предметы.
2.2.2. Средняя школа. В соответствии с Уставом учебных заведений, подведомственных Университетам (1804) во всех губернских городах планировалось открытие гимназий для выпускников уездных и других училищ независимо от социального происхождения. Устанавливался 4-хлетний курс обучения с достаточно широкой программой (иностранные языки, география, история, математика, статистика, коммерческие и изящные науки и т.п.). Количество гимназий росло крайне медленно, в 1809 г. их было всего 32. По уставу 1828 г. гимназии, курс обучения в которых увеличился до 7 лет, стали закрытыми учебными заведениями для детей дворян. Для них же открывались кадетские училища; по-прежнему практиковалось частное и домашнее обучение, в программу которого входило в основном обучение иностранным языкам, хорошим манерам, музыке, танцам.
|
|
2.2.3. Значительно большие успехи были достигнуты в области высшего образования.
- Либеральные реформы. В начале века система высшего образования, которую в большей степени затронул либеральный дух реформ Александра I, переживала заметный подъем. З начительно возросла сеть высших учебных заведений. Были открыты Дерптский, Виленский, Казанский и Харьковский университеты; Главный педагогический институт в Петербурге (с 1819 г. - университет); Царскосельский (Александровский) лицей; Демидовский лицей в Ярославле, Ришельевский лицей в Одессе и ряд других высших учебных заведений. Университетский устав 1804 г. предоставлял университетам значительную автономию: ректор и его помощники избирались советом профессоров, университеты становились центрами просветительной деятельности, ведали училищами своего округа, цензурой над печатью.
- Усиление политической реакции после Отечественной войны 1812 г. отразилось и на положении высшей школы. Автономия университетов была ограничена, над высшей школой устанавливался постоянный контроль. Циркуляр Александра I объявил главной задачей университетов воспитание в студентах верных подданных государя и верных сынов православной церкви;
Николай I еще более ужесточил борьбу с крамолой. Университетский устав 1835 г. полностью уничтожил автономию и четко регламентировалвсе стороны университетской жизни, для контроля над которой учреждалась должность попечителя учебного округа; была введена высокая плата за обучение. В конце 40-х годов преподавание философии было включено в курс богословия.
Но развитие российской школы продолжалось. Был открыт еще один университет в Киеве (1834). Под воздействием необходимости возникали новые технические учебные заведения: Петербургский практический технологический институт (1828), Московское ремесленное училище (будущее МВТУ им. Н.Э. Баумана) (1830), институт гражданских инженеров (1842), высшая Горо-Горецкая сельскохозяйственная школа (1840) и т.д. Они получили статус вузов позже, но уже тогда готовили специалистов высшей квалификации. В 1835 г. при Министерстве юстиции было создано Правовое училище.
Николай I прекрасно понимал значение педагогического образования, уделяя ему особое внимание. Университетский устав 1835 г. при всей его реакционности способствовал развитию сети учительских институтов, увеличивших курс до 4-х лет.
- Общие итоги. К началу 60-х годов в Российской империи насчитывалось 8 университетов и ряд других высших учебных заведений: Технологический институт в Петербурге; Институт инженеров путей сообщения, Горный и Межевой институты, Высшее техническое училище в Москве; Нежинский лицей и др. Несмотря на предпринятые правительством Николая I жесткие меры, в некоторых университетах сохранились демократические традиции, особенно сильны они были в Московском университете. Стремление к преобразованиям получали некоторые даже выпускники таких закрытых учебных заведений как Правовое училище.
2.3. Крайне медленно развивалось женское образование, начало которому было положено в предыдущем столетии. Для дворянок существовало несколько закрытых институтов (школ), частные и государственные благородные пансионы. В Петербурге и Москве были созданы школы для девиц обер-офицерского звания, в 30-е годы были открыты школы для дочерей гвардейских солдат и матросов-черноморцев. В 1858 г. в Петербурге была открыта первая женская гимназия - Мариинская.
Основная масса женщин по-прежнему была лишена возможности получить даже начальное образование.
2.4. Внешкольное просвещение. Неразвитость государственной системы общего образования, с одной стороны, и растущие духовные потребности народных масс, с другой, обусловили распространение традиций самообразования среди всех слоев населения. Росло число частных библиотек, были образованы библиотеки гимназий, уездных училищ; грамотеи и любители книг стали появляться даже среди крепостного крестьянства. В 1830 г. был издан циркуляр об открытии публичных библиотек во всех губернских городах России (к середине столетия было открыто 39 библиотек). Организовывались публичные лекции, пользовавшиеся большой популярностью.
|
|
2.5. Цензура. После ослабления цензуры при Александре I, цензурный устав, принятый в 1826 г., прозвали чугунным за его жесткость. В 1848 г. для постоянного цензурного надзора за духом и направлением российской литературы и периодической печати был создан секретный (бутурлинский) комитет.
НАУКА
Развитие производства, начавшийся в стране промышленный переворот, расширение внешних и внутренних экономических связей и преобладание рациоаналистического мировоззрения способствовали активизации научной мысли.
3.1. Потребности растущего производства обусловили опережающие темпы развития естественных наук.
3.1.1. Большой вклад в развитие географической и этнографической наук внесли русские путешественники. В ходе первой русской кругосветной экспедиции под командованием Н.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского (1803-1806) были изучены и сделаны съемки островов Тихого океана, побережья Китая, острова Сахалин, полуострова Камчатка. Экспедицией Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П.Лазарева (1819-1821) были открыты Антарктида и многочисленные острова. Богатейшие сведения об островах Тихого и Ледовитого океанов, Аляске, Сахалине, побережье Кореи и др. территориях были собраны русскими путешественниками Г.И.Невельским, Е.В.Путятиным, В.М.Головниным и другими.
3.1.2. Мировую известность приобрела русская математическая школа. Открытая в 1826 г. Н.И.Лобачевским неевклидова геометрия радикально изменила научные представления о пространстве. Большой вклад в изучение прикладной математики внес П.Л.Чебышев. М.В.Остроградский проводил исследования в области математической физики, аналитической и небесной механики.
|
|
3.1.3. Интенсивные теоретические и прикладные исследования обусловили возникновение новых отраслей научных знаний, в том числе смежных. В.В.Петров заложил основы электрохимии и электрометаллургии, П.П.Аносов - основы металлографии.
3.1.4. Химическая наука развивалась в тесной связи с промышленным производством.Химик Н.Н.Зинин разработал технологию синтеза анилина, употреблявшегося в текстильной промышленности в качестве закрепителя красок.
3.1.5. Выдающийся астроном Я.Струве создал в 1839 г. в Пулкове (под Петербургом) образцовую астрономическую обсерваторию.
3.1.6. Значительных успехов достигла медицина. Н.И.Пирогов заложил основы военно-полевой хирургии. Он первый применил при операциях эфирный наркоз и антисептические средства, ввел неподвижную гипсовую повязку, мировую известность получил его атлас Топографическая анатомия. А.М.Филомафитский разработал теорию переливания крови.
3.2. Техника. Растущая связь науки с производством способствовала созданию новых областей техники, разработке и внедрению новых технических средств.Физик Б.С.Якоби построил первый практически пригодный электромотор; открыл гальванопластику, с помощью которой в его мастерской производили медные барельефы для Исаакиевского собора, Эрмитажа и Большого театра.
Инженер П.Л.Шиллинг создал первый электромагнитный телеграф, соединивший Петербург и Кронштадт.
Крепостные мастера отец и сын Черепановы построили первую железную дорогу и машину для нее с паровой тягой.
3.3. Гуманитарные науки. Развитие рационалистического мышления и активизация общественного движения вызвали интенсивное развитие гуманитарных науки всплеск интереса к ним.
3.3.1. Большой шаг вперед сделала историческая наука, характерной особенностю которой становится тяготение к созданию обобщающих трудов по истории Росии. В этих трудах отразилась борьба различных общественно-политических направлений. Дворянская историческая наука представлена трудами М.П.Погодина и Н.Г.Устрялова. Апологетикой самодержавия проникнута опубликованная в начале века 12-титомная История государства Российского Н.М.Карамзина.
Труды С.М.Соловьева, в первую очередь его История России с древнейших времен в 29 томах, положили начало становлению и росту новой русской исторической науки.
Идеи скептической школы развивал в своих лекциях и статьях М.Т.Каченовский. Исходя из представления о том, что каждый народ неизбежно переживал баснословный период, Каченовский подвергал сомнению достоверность многих ранних письменных источников; Историю Карамзина он считал примером ненаучного подхода к источникам.
Расширение сферы исследований привело к возникновению новых направлений: Т.Н.Грановский основал русскую медиевистику, О.М.Бодянский - славяноведение.
3.3.2. В начале XIX в. зарождается отечественная фольклористика. В 1804 г. К.Даниловым был издан первый русский сборник фольклора Древние российские стихотворения. Большую роль в сборе и популяризации фольклорного материала сыграло Общество любителей российской словесности, созданное в 1811 г. при Московском университете. Систематическое изучение народного творчества началось в 30-40-х годах. Один из первых русских фольклористов П.В.Киреевский привлек к собирательской работе многих известных литераторов, среди которых Н.В.Гоголь, А.В.Кольцов, П.И.Якушкин, А.С.Пушкин и др. В подготовленном для печати собрании материалов Киреевский стремился представить все жанры народного творчества, воссоздать канонический вариант каждой песни. Значительная часть этого собрания была опубликована лишь в XX в. В.И.Даль отдал работе над Толковым словарем живого великорусского языка более 50 лет. Большой вклад в сбор фольклорного материала внесли также братья И.С. и К.С. Аксаковы, А.Н.Афанасьев, Н.Н.Рыбников. Интенсивное развитие фольклористики способствовало обогащению высокой культуры традициями народного творчества.
3.3.3. Отечественная филология получила развитие в трудах А.Х. Востокова, И.И. Срезневского, С.П. Шевырева, К.С. Аксакова и др.
3.3.4. Философия. Под влиянием западноевпропейской философской мысли, идейного наследия русских просветителей и декабристов формировалась отечественная философия, тесно связанная с общественно-политическим движением.Большой вклад в ее развитие внесли известные общественные деятели П.Я.Чаадаев, славянофилы А.С.Хомяков,братья И.В. и П.В. Киреевские и многие другие.
3.3.5. Основоположником научной педагогики в России стал К.Д.Ушинский. В основу его педагогической системы были положены идеи демократизации образования и народности воспитания. Активно боролся с традиционной системой воспитания и Н.И.Пирогов.
3.4. Широкой пропаганде научных знаний и демократизации науки в России способствовало создание разнообразных научных обществ. В первой половине XIX в. были созданы Географическое, Минералогическое, Математическое общества и Общество любителей российской словесности.
3.5. Символом признания важной общественной роли науки стало учреждение в 1831 г. при Петербургской АН Демидовских премий, которые выдавались в 1832-65 гг. за лучшие опубликованные труды по науке, технике, искусству и считались в России наиболее почетной научной наградой.
ЛИТЕРАТУРА
В первой половине XIX в. литература занимала особое положение в системе духовной культуры, ее тематика и содержание в значительной степени определялись общественно-политической жизнью России. В развитии литературы наиболее ярко проявились начавшиеся процессы демократизации культуры и синтеза ее элитарной и народной форм.