Лекция 6. Немецкая классическая философия

В истории человечества Новым временем называют XVII – XVIII вв., характерными чертами которых были:

· разложение феодализма;

· зарождение и развитие капитализма на основе перехода к машинному производству.

Эти события привели не только к прогрессу в экономике, технике, производительности труда, но и большим переменам в сфере политики в социальных отношениях; менялось сознание людей и мировоззрение в целом. В чем это выражалось?

Во-первых, произошли первые буржуазные революции – в Нидерландах, Англии и Франции, которые создали условия для развития буржуазной демократии.

Во-вторых, ослабло влияние церкви на социальные институты и общество в целом.

В-третьих, стала бурно развиваться наука, особенно ее естественно-математическое направление: физика, химия, астрономия, математика. Произошла научная революция, при которой;

· Вселенная начинает рассматриваться как относительно независимый от Бога объект познания, а человек приобретает статус наблюдателя, исследующего Вселенную как бы извне;

· наука была провозглашена наиболее важной деятельностью человека, способной избавить его от всех бед и страданий.

Главным девизом эпохи Нового времени был такой: расширить власть человека над природой с помощью науки и совершенствование самого человека.

Рассмотрим, как в этих условиях развивалась философия, и какие вопросы были в центре ее внимания.

Философы Нового времени должны были определить свои позиции по отношении к Богу и степени его участия в создании Вселенной. Известно, что в эпоху Средневековья философия была теоцентричной, т.к. она объявляла Бога творцом мира, но находящегося вне его, т.е. Бог трансцендентен миру, но при этом он управляет каждой вещью. В эпоху Возрождения появился пантеизм, представители которого отождествляли Бога и мир. В Новое время появляются атеизм и деизм. Атеисты вообще отрицают Бога и объясняют весь мир как природу, существующую и развивающуюся по своим собственным законам. Деизм отвергает идею личностного Бога и его повседневное вмешательство в жизнь природы и общества. Деизм рассматривает Бога лишь как первопричину, как творца мира, т.е. безличное начало, давшее миру его законы, которые после творения действуют самостоятельно. Деизм, основателем которого был Вольтер, давал возможность рассматривать закономерности природы и общества вне Божественной предопределенности.

В центре внимания философов Нового времени была гносеология – учение о познании. Философия освобождалась от опеки теологии (богословия) и утверждала себя в качестве самостоятельной отрасли знания. Она должна была учесть достижения естествознания и в то же время содействовать его развитию. В этих условиях на первый план вышли вопросы метода и средств познания, вопросы о роли опыта, чувств, разума в познавательном процессе. В европейской философии сложилось два течения, по-разному трактовавшие источники, методы и природу человеческого знания:

· Эмпиризм (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк). Его сторонники утверждали, что основным источником достоверного знания о мире являются чувственные ощущения и опыт (эксперимент). Наиболее обстоятельно эта позиция изложена Френсисом Бэконом – английским философом, литератором, политиком, автором очень известного афоризма: «Знание – сила». По мнению Ф. Бэкона, эта сила выражается в том, чтобы стимулировать человека к действию. Бэкон стремился к максимальному воссоединению философии с результатами практической деятельности человека. Получается, что знание замыкается на действии, а действие на знании. Знания нет без науки, а действия нет без эксперимента, т.е. опыта. Таким образом, Бэкон указывает на связь знания с экспериментом, утверждая при этом, что научное знание следует за экспериментом и выводится из него. Бэкон считал, что знание не возникает в голове само по себе, его нужно получить в результате осмысления данных эксперимента, следовательно, эксперимент индуцирует знание, т.е. «наводит» на него. Латинское слово «индукцио» означает выведение, наведение. Но Бэкон имеет в виду не просто наведение на новое знание, а конкретный философский метод индукции, т.е. логическое умозаключение от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям. Таким образом, Ф. Бэконом был разработан индуктивный метод познания, в чем и заключается его главная заслуга.

· Рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц). Его сторонники утверждали, что всеобщее и необходимое знание невозможно получить из опыта, что достоверное знание выводится только из разума, который является главной познавательной способностью человека. Эта позиция наиболее полно была разработана выдающимся философом, математиком, физиком и физиологом из Франции Рене Декартом, которого считают самым выдающимся мыслителем XVII века, родоначальником философии Нового времени. Декарт является автором нового метода познания, который получил название как метод картезианского сомнения (от латинизированного имени Декарта – Картезий). Суть метода в том, чтобы сомневаться во всем, что считается готовыми и неизменными истинами, даже в том, что существует мир и свое собственное тело. Но есть ли предел сомнению? Декарт считал, что есть. Ведь что такое сомнение? Это мысль. Значит, сомневаясь во всем, я не могу сомневаться только в том, что я сомневаюсь, т.е. мыслю. Отсюда самый известный афоризм Декарта: «Мыслю, следовательно, существую» («cjqito ergo sum» - лат.). Но как я существую? Из сказанного вытекает, что я существую как мыслящая субстанция (или размышляющий субъект). Из этого главного вывода следует, что основанием достоверности знания является ум, при этом ум ясный, отчетливый и внимательный, умеющий проходить все ступени непрерывной дедукции (от лат. deduction – выведение) – логического пути от общего к частному. Для дедукции необходим исходный путь, с которого начинается цепь логических рассуждений. По мнению Декарта началом дедукции является интеллектуальная интуиция, которая выражается в теоретических идеях, получаемых человеком от рождения и которые нельзя обнаружить в эксперименте. Эксперимент выступает лишь как последнее звено в цепи дедукций в качестве доказательства истинности, достоверности той идеи, которая была выдвинута как исходный пункт. Сама дедукция состоит в том, чтобы выделить изучаемое явление на составные, мельчайшие части, переходя от более простого к более сложному. Таким образом, главной заслугой Рене Декарта была разработка нового научного метода познания – метода картезианского сомнения, в основе которого лежит интеллектуальная интуиция и следующая за ней дедукция, а критерием истинности знаний является ум человека, его разум, ведь чувственные восприятия недостоверны и противоречивы.

В XVII веке широкое распространение получило «юридическое» мировоззрение. В его рамках развивалась теория «общественного договора», авторами которой были английские философы Томас Гоббс и Джон Локк. Они объясняли происхождение государства добровольным соглашением людей во имя собственной безопасности и провозгласили идею естественных прав человека на свободу и собственность. «Юридическое» мировоззрение выражало интересы и настроения молодой буржуазии, как класса, сформировавшегося в Новое время.

Особое место в Новом времени занимает XVIIIвек, который называли веком Просвещения. Такое название он получил за то, что германские, английские и, особенно, французские просветители считали, что общественный прогресс возможен только при помощи разума, науки, образования и права. Они называли человека природно-социальным существом, способным к бесконечному развитию и совершенствованию своей деятельности. Но частная собственность делает людей неравными, порождает зависть и вражду между ними, следовательно, новое общество надо создавать на основе социального равенства и справедливости. Просветители стояли на позициях исторического оптимизма, а их идеалом была республика. Эти идеи подготовили Великую французскую буржуазную революцию 1789 года, на заменах которой были начертаны слова: Свобода, Равенство, Братство и Счастье. Французские просветители: Вольтер, Руссо, Дидро, Монтескье и другие подвергали резкой критике церковь, называя ее символом невежества и мракобесия, тормозящим развитие общества, поэтому девиз Вольтера: «Раздавите гадину!», стал лозунгом эпохи, подготовив почву для выдвижения требования об отделении церкви от государства.

Значительный вклад в учение о природе и сущности человека, о путях его воспитания внесли французские материалисты: Дидро, Гельвеций, Гольбах. Они считали, что человек – продукт окружающей его среды. Следовательно, для изменения нравов людей необходимо изменить условия и обстоятельства их жизни. Эта идея просветителей явилась источником возникновения марксисткой философии.

Подводя итоги рассмотрению философии Нового времени, можно определить ее следующие характерные особенности:

· философия отделилась от богословия и превратилась в самостоятельную науку, в которой появились деизм и атеизм;

· центральной темой философии была гносеология (учение о познании), в рамках которой провозглашалась главным условием прогресса человека и общества, поэтому возникла задача: разработать научные методы постижения мира и получения достоверных знаний о нем;

· были разработаны два противоположных метода познания: эмпиризм и рационализм

· зародилось «юридическое» мировоззрение;

· возникла социальная философия как философия исторического оптимизма;

· по своему характеру философия Нового времени была антропоцентричной, т.к. в центре ее внимания был человек с такими характеристиками как: разумный, мыслящий, познающий, рациональный, разумеющий, стремящийся к расширению своей власти над природой, к совершенствованию себя и общества.

Контрольные вопросы:

1. Назовите хронологические рамки эпохи Возрождения и объясните ее название

2. Какие темы были в центре внимания философов этой эпохи?

3. Что такое «гуманизм» и в чем конкретно он проявлялся в эпоху Возрождения?

4. Назовите крупнейших представителей эпохи. Чем знаменит каждый из них?

5. Каковы основные черты философии эпохи Возрождения?

6. Какой период в истории называют Новым временем? Дайте ему краткую характеристику

7. Дайте определения атеизму, деизму, пантеизму и сделайте вывод о том, чем они отличаются друг от друга

8. К чему был главный интерес в философии Нового времени и в чем он выражался?

9. Назовите крупнейших представителей философии Нового времени. В чем их заслуга?

10. Индукция и дедукция – в чем разница между этими методами?

11. Что представляет собой «юридическое» мировоззрение?

12. Какой век и почему называют «веком Просвещения»?

13. Назовите основные черты философии Нового времени.

Лекция 6. Немецкая классическая философия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: