Правила поведения в пути

1) (Искатель знания) прежде должен учиться у ученых своего города и лишь затем отправляться путешествовать по свету. Это легче, менее обременительно и дает ему большие возможности для прочного усваивания приобретаемого знания, его записывания, уточнения и пересмотра того, что осталось неясным. Искатель знания не должен пренебрегать учителями, живущими в его городе, ведь среди нерадивых людей есть такие, кто считают дирхем в доме своего соседа лучше, чем динар в своем собственном доме. Когда же он закончит приобретать знание у ученых своего города, тогда ему следует вознамериться совершить путешествие и встать на этот путь.

2) (Искатель знания должен) хорошенько выбрать место для своего путешествия, чтобы там жили какие-нибудь ученые или достойные люди, от которых можно получить пользу. Ученые (всегда) внимательно относились к этому вопросу и спрашивали по этому поводу совета…

Передают со слов Ахмада ибн Ханбаля, что один человек спросил его: «У кого, ты считаешь, следует записывать хадисы?» Он ответил: «Иди к Ахмаду ибн Йусуфу, ведь, поистине, он шейху-ль-Ислам».

Передают, что Му‘аммар сказал: «Аййуб сказал мне: “Если ты поедешь к кому-либо, то отправляйся к Ибн Тавусу, в противном случае, продолжай заниматься своей торговлей”.

3) Необходимо уделять внимание изучению как можно большего числа предметов и предпочесть это большому числу учителей. Ибн Хаджар в «Шарх ан-нухба» сказал: «Затем он (должен) отправиться в путь и во время путешествия приобрести то новое, чего у него нет. И большое число наук должно заботить его больше, нежели большое число шейхов».

В «Шарх аш-шарх» говорится: «Потому что основная цель первостепенна, это – (хорошее) знание, а не простая передача сообщений. Да, бывает необходимо и большое количество передаваемых сообщений для корректировки обучения».

4) (Искатель знания) должен уделять внимание повторению вместе с теми, кто бы его проверил, чтобы суметь углубиться в знание. Для этого он должен сформулировать свои взгляды и видение решения проблем из области знания, к которым он пришел, и высказать их людям, способным проверить все тонкости и разобраться в них, а также представить им те трудные вопросы, с которыми он столкнулся. Так он придет к новым взглядам, что позволит ему еще больше укрепиться и углубиться (в знании) или решить те трудности, которые ему повстречались. Это – большая польза, благодаря которой ученый совершенствуется и растет, и этим не следует пренебрегать. Он должен стремиться к большому числу учителей, которым бы он представил все эти вопросы, если будет необходимо, подобно тому, как исследователь, столкнувшись с неясными вопросами, обращается к многочисленным письменным источникам, чтобы разрешить их. А живые источники (учителя) при решении возникших проблем для нас важнее книг, поскольку они могут до конца проследить за ходом мыслей и обсудить их.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: