Для определения размера затрат на один рубль продукции следует сумму затрат на всю продукцию, т.е. полную себестоимость продукции, разделить на себестоимость этой же продукции в оптовых ценах предприятия. На практике рассчитывают три показателя затрат на один рубль продукции: базисный плановый и фактический.
Показатели затрат на один рубль продукции определяются по формулам:
базисный:
плановый:
фактический:
где q0, qпл, q1 – количество единиц продукции каждого вида за базисный период, по плану и за отчетный период;
с0, спл, с1 – себестоимость единицы продукции в базисном периоде, по плану и за отчетный период;
р0, рпл, р1 – оптовая цена предприятия единицы продукции в прошлом периоде, по плану и в отчетном периоде.
Экономический смысл этого показателя заключается в том, что он отвечает на вопрос, сколько в среднем в каждом рубле продукции, реализованной по оптовым ценам предприятия, содержится копеек всех затрат. Данный показатель в статистике себестоимости занимает наиболее заметное место по трем причинам. Первая заключается в том, что производство несравнимой продукции в практике встречается часто. В машиностроении оно составляет до 40%, а в отдельных его отраслях до 70-75%. Некоторые предприятия функционируют как экспериментальные, опытные производства, на которых по сравнению с прошлым годом продукции совсем нет. Вторая причина состоит в том, что необходимо иметь данные об уровне себестоимости по любой совокупности, а не только по кругу сравнимой продукции. Третья причина заключается в двух его преимуществах измерительного свойства, таких как:
а) охват всей продукции, как сравнимой, так и не сравнимой с прошлым годом;
б) возможность получения сквозного показателя уровня себестоимости от предприятия до отрасли в целом.
Показатели динамики затрат на один рубль продукции строятся по тому же принципу, что и в анализе динамики себестоимости, т.е. сравнивают уровни этих затрат за соответствующие периоды, а именно:
1) индекс планового задания по снижению затрат на 1 рубль продукции:
2) индекс выполнения плана по снижению затрат на 1 рубль продукции:
3) индекс фактического изменения затрат на 1 рубль продукции:
На уровень и динамику затрат на один рубль продукции влияют следующие факторы:
1. Изменение себестоимости единицы отдельных изделий.
2. Изменение оптовых цен.
3. Изменение структуры вырабатываемой продукции.
Чтобы измерить влияние этих факторов строится следующая система индексов:
- индекс себестоимости продукции:
- индекс оптовых цен:
- индекс объема и структуры продукции: