Крымский институт права. Действие выбросов цементной пыли на сообщества почвенных ногохвосток прослеживается при исследованиях тест-площадок по главному направлению выбросов на

Действие выбросов цементной пыли на сообщества почвенных ногохвосток прослеживается при исследованиях тест-площадок по главному направлению выбросов на различном расстоянии от их источника. Цементная пыль вызывает различные изменения в структуре общей популяции на тест-площадках, испытывающих сильное загрязнение.

При сильном воздействии цементной пыли возрастает равномерность распределения и, следовательно, разнообразие.

Так как цементная пыль приводит к известкованию почвы, рН повышается с 5,9 (на слабо загрязненной площадке) до 7,6, что приводит к изменениям в зоотопе, которые косвенно влияют на почвенных животных. Прямую связь плотности особей и показателя рН удалось показать для некоторых почвенных форм, которых можно использовать для специфической индикации.

Выбросы газообразных вредных веществ (особенно сернистого газа) и богатой известью пыли из электростанций, работающих на угле, оказывают косвенное влияние на почвенных животных, вызывая изменения зоотопа Исследования по почвенным нематодам в сосняках, слабо или сильно подверженных действию дымовых известковых выбросов, говорят о том, что, хотя их общее обилие в сильно страдающих насаждениях заметно снижается, доля полусапрофагов и сапрофагов явно возрастает.

Изменение структуры ценоза за счет уменьшения роли полупаразитов и увеличения роли полусапрофагов и сапрофагов (питающийся органическими остатками) объясняется изменениями в составе микроорганизмов следующим образом: вследствие известкования почвы снижается ее заселение почвенными грибами, служащими важным питательным субстратом для полупаразитов, и, наоборот, возрастает обилие почвенных бактерий, дающих пищу сапрофагам.

Влияние транспортных выбросов изучено на хищных членистоногих — обитателей поверхности почвы. Выяснилось, что жужелицы, стафилиниды и пауки реагируют на влияние транспорта по-разному; самыми чувствительными оказались жужелицы, численность особей и видов которых существенно ниже вблизи трассы с интенсивным движением. У пауков выявлена тенденция к снижению числа видов вблизи края луга, в то время как у стафилинид разница между краевыми и внутренними луговыми местообитаниями не установлена.

Среди химических и физических стрессоров, которые характерны для сильно загрязненной транспортными выбросами обочины дороги, указаны соединения свинца, углеводороды, соль, микрочастицы резины и дорожного покрытия, а также сотрясения, шум, свет, ударные волны поднимаемого ветра. Они могут прямо или косвенно (через изменения растительности, микроклимата, структуры почвы и эдафона), как независимые от плотности фауны факторы окружающей среды, влиять на обилие и распространение популяций членистоногих.

КРЫМСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАВА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: