Для создания прочной основы ускорения научно-технического прогресса перед машиностроениемстоят следующие задачи, определяющие основные направления его развития:
1) Коренное повышение технического уровня, качества и конкурентоспособности машин на внешнем рынке и экологических свойств машин. Главная задача этого направления – повышение показателей безотказности, долговечности, ремонтопригодности и осуществление мероприятий технического обслуживания. Эта задача наиболее полно и экономично должна решаться как на этапе проектирования, так и на этапе производства машин.
2) Переход на производство машин и оборудования новых поколений, позволяющий осуществить внедрение прогрессивных технологий, в первую очередь энерго- и ресурсосберегающих.
3) Повышение эффективности и сокращение сроков выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, ускорение развития экспериментальных и испытательных баз, внедрение средств автоматизации на всех этапах создания машин.
4) Повышение производительности труда, снижение материалоемкости производства, обеспечение внедрения принципиально новых технологических процессов, средств механизации, автоматизации и роботизации в результате технического перевооружения и реконструкции предприятий отрасли машиностроения.
5) Совершенствование систем привода и энергетических установок с целью сокращения затрат энергии. Гидрофикация (применение гидромеханических и гидрообъемных приводов, гидромеханических трансмиссий) в комплексе с электронизацией машин обеспечивает существенное увеличение их мощности и снижение металлоемкости.
6) Использование микропроцессорной техники и робототехнических устройств при автоматизации систем управления, контроля и обеспечения условий безопасной работы машин.
7) Создание систем машин и оборудования различного назначения на базе широкого использования блочно-модульного проектирования, унификации и стандартизации, способствующих широкой специализации и кооперированию производства, а также ускорению процесса создания новой техники.
8)Широкая универсализация создаваемых машин, т. е. увеличение номенклатуры сменных рабочих органов для базовых машин определенного типа.
9) Создание машин и оборудования, отвечающих требованиям технической эстетики и эргономики на основе максимального учета физиологических и функциональных возможностей человека-оператора.