Единство, пропорциональность, форма

Готовое изделие должно выглядеть как полностью законченное целое. В таком изделии не должно быть элементов, которые можно принять за не принадлежащие к единому целому. Неприятное впечатление оставляет изделие, если оно выглядит так, будто у него недостает какой-либо части. Например, гармоничное целое получается, если составляющие элементы связаны между собой общей пропорциональностью, сходством структуры поверхности, выбором цвета.

Требование единства удовлетворяется визуальным равновесием нескольких элементов формы и пропорциями. Наш глаз отрицательно воспринимает диспропорцию, а слух – диссонанс.

Одним из средств пропорциональной гармонизации является гармоническое деление, называемое золотым сечением. Золотое сечение — это такое деление отрезка на две части, в котором меньшая часть так относится к большей, как большая ко всему отрезку, т.е. к сумме двух частей:

Термин "золотое сечение" ввел в обиход Леонардо да Винчи, хотя золотое сечение, т.е. его прикладное значение было известно художникам и зодчим античности. Это подтверждает хранящийся в Неаполитанском национальном музее циркуль, который был найден при раскопках в Помпеях. Циркуль изготовлен в соответствии с золотым сечением: его длина - 146 мм (половина римского фута), большие отрезки - 90мм, а малые - 56 мм (рис. 7.1,а).

Рис. 7.1. "Золотое сечение":

а – у циркуля, найденного при раскопках в Помпеях; б – у звездчатого десятиугольника; в – у прямоугольника; г – у конструируемого изделия

Символом знаменитой пифагоровой школы стал звездчатый десятиугольник, вписанный в круг по "правилу золотого сечения" (рис. 7.1,б). Древние египетские храмы и пирамиды, Парфенон и статуи Фидия, скрипки Страдивари подчиняются "правилу золотого сечения". В эпоху Возрождения эту пропорцию называли "божественной", по-видимому, потому, что она обладает замечательным свойством так называемых аддитивных рядов, т.е. рядов сложения. Каждый последующий член такого ряда есть сумма двух предшествующих членов.

Простейшим рядом сложения является целочисленный ряд приближенного золотого сечения: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34... и т.д. называемый "рядом Фибоначчи" по имени открывшего его в 1202 г. итальянского математика Леонардо Пизанского, более известного под

именем Фибоначчи.

Ряд золотого сечения выражается следующими числами: 0,146; 0,236;

0,382; 0,618; 1,00; 1,618, 2,618... Построить отрезки золотого сечения можно с помощью диагонали прямоугольника с отношением сторон 1:2 (рис.7.1,в).В случае, если длинная сторона равна 1, а короткая 0,5, части а и в (как показано на рис. 7.1,в),

будем иметь ,

и проверяем: ;

Желательно, чтобы соотношение сторон проектируемых конструкций удовлетворяло требованиям золотого сечения (рис. 7.1, г).

Форма может подчеркнуть как легкость, так и массивность предмета. На рис. 7.2 показаны два варианта, когда предмет представляется более легким, чем он есть на самом деле. В первом варианте нижняя часть предмета оформлена в виде цоколя или ножек, которые создают впечатление, что объект не давит всей массой на основание. В другом варианте изображена короткая консоль. Она будет выглядеть легкой, если сделать скос нижней части консоли.

Рис. 7.2. Формы предметов, подчеркивающие их легкость

Для подчеркивания массивности и устойчивости посредством формы полезно использовать наклонные линии «тяжелых» кривых. Рисунок 7.3 демонстрирует, что слегка вогнутые тела представляются массивными в сопоставлении с телами, имеющими выпуклые стороны.

Рис. 7.3. Формы предметов, подчеркивающие их массивность и устойчивость

При конструировании выбор формы изделия начинают на стадии согласования технического предложения. Проверка правильности выбора формы является одним из основных вопросов при испытаниях изделия и исследовании потребности в нем. Форма изделия определяется его компоновкой - оптимальным (рациональным) размещением составных частей с точки зрения технической, эргономической (определяющей удобство и безопасность пользования изделием) и эстетической.

Роль учета формы (роста) человека видна из следующего примера. Когда японские фирмы стали продавать свои автомобили на европейском рынке, в США, Канаде, то были вынуждены изменять размеры машин, так как средний рост японца - 174,4 см, итальянца - 180,9 см, русского - 181,9см, канадца - 182,7 см, француза - 184 см, немца - 184,1 см, американца- 185,9 см, норвежца- 188,9 см.

Тела, ограниченные плоскостями (многогранники), лучше других выявляют форму и создают ощущение упорядоченности. Чем меньше число поверхностей, тем сильнее визуальное впечатление, которое может быть усилено закономерным расположением этих поверхностей. Кубические тела с острыми ребрами воспринимаются отрицательно (от острых ребер без фасок человек может получить травму).

Форму изделия следует упорядочивать, чтобы сделать ее наглядной, целесообразной и понятной. Основными средствами упорядочения формы являются: членение, унификация, упрощение и уравновешивание ее частей. Удачно выбранная форма облагораживает изделие и отражает высокую степень его технического и «интеллектуального» совершенства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: