double arrow

III. Место в культуре

Южно-Российский Государственный Технический Университет (НПИ)

Данцев Андрей Андреевич

Любченко Василий Сергеевич
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ф И Л О С О Ф И Я

Учебник для технических направлений

И специальностей вузов

Г.

ББК 87

Ф 56

Ф 56 Философия. Учебник для технических направлений и специалностей вузов.

Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. В нем дается изложение взглядов на предмет философии в ее историческом становлении и развитии. В учебнике освещены основные этапы исторического развития и школы философии, охарактеризованы философские и научные картины мира, вопросы взаимосвязи природы и общества, философии истории, изложены проблема человека в философской мысли, вопросы взаимосвязи познания и практики, дана характеристика методов научного познания, показана специфика и взаимодействие науки и техники. Учебник завершается рассмотрением глобальных проблем современности.

ББК 87

О Г Л А В Л Е Н И Е

I.1. Предисловие

II. Глава. I. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ СПЕЦИФИКА И

III. МЕСТО В КУЛЬТУРЕ

I.1. Что такое философия?………………………………….10

I.1.1. Философия в обычном словоупотреблении…………………10

I.1.2. Философия: взгляд изнутри……………………………..13

I.1.3. Философы о философии………………………………………17

I.1.4. Философия в первом приближении………………………….28

I.1.5. Философия как теория и «теоретический»

образ жизни……………………………………………...31

I.1.6. Философия и наука……………………………………………35

I.1.7. Философия и мировоззрение…………………………………38

I.1.8. Философия и ценности………………………………………..41

I.1.9. Место и роль философии в культуре……………………..48

I.2. Возникновение философии…………………………………….51

I.2.1. Традиционное общество и

мифологическое сознание……………………………………52

I.2.2. Мир и человек в мифе…………………………………………..58

I.2.3. Мир, человек, боги в поэмах Гомера и

Гесиода……………………………………………………..70

I.2.4. Ситуация «потери Пути»………………………… …………..77

I.2.5. Предфилософия: Гесиод…………………………………...80

I.2.6. Мудрость и любовь к мудрости……………………………...86

ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ШКОЛЫ ФИЛОСОФИИ

II.1. Характерные черты античной философии.

Натурфилософия античности.

Первая историческая форма диалектики…………………..91

II.2. Классическая греческая философия………………………….96

II.2.1. Сократ…………………………………………………………98

II.2.2. Платон…………………………………………………………99

II.2.3. Академия Платона…………………………………………….103

II.2.4.Аристотель……………………………………………………...105

II.3. Философия эпохи эллинизма………………………………...109

II.3.1. Эпикуреизм……………………………………………….110

II.3.2. Стоицизм………………………………………………….113

II.3.3. Общая характеристика античной философии…………….117

II.4. Философия древней Индии и Китая. ……………………….122 II.4.1. Философия древней Индии………………………………...126

II.4.2. Буддизм………………………………………………………..131

II.4.3. Три драгоценности буддизма……………………………...134

II.4.4. Чань-буддизм……………………………………………….137

II.5. Философия древнего Китая…………………………………145

II.5.1. Даосизм: ………………………………………………………147

II.5.2. Конфуций……………………………………………………157

II.5.3. Сократ – Конфуций ………………………………………..166

II.6. Философия в средние века…………………………………….169

II.6.1. Античная культура и христианство………………………….169

II.6.2. Религиозный характер философии средневековья.

Патристика и схоластика…………………………………...178

II.7. Философия Нового времени..Выдающиеся

европейские философы XVII-XVIIIвв..

Русская философия XVIIIв…………………………………183

II.8. Немецкая классическая философия.

Вторая историческая форма диалектики………………….196

II.9. Философия марксизма. Третья историческая форма

диалектики……………………………………………………..208

II.10. Философский иррационализм………………………………216

II.10.1. Шопенгауэр…………………………………………………..216

II.10.2. Ницше………………………………………………………224

II.11. Русская философия XIXв…………………………………...236

II.12. Панорама философии ХХ века………………………………..249

II.12.1. Философия «серебряного века» русской культуры……..249

II.12.2. Советская философия……………………………………..256

II.12.3. Неопозитивизм…………………………………………….261

II.12.4. Феноменология…………………………………………….266

II.12.5. Экзистенциализм…………………………………………….268

II.12.6. Герменевтика………………………………………………273

ГЛАВА III. ФИЛОСОФСКИЕ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ

КАРТИНЫ МИРА

III1. Понятия «картина мира» и «парадигма».

Естественнонаучная и философская картины мира…………….278

III.2. Натурфилософские картины мира эпохи античности……….280

III.2.1. Первый (ионийский) этап в древнегреческой

натурфилософии. Учение о первоначалах мира.

Миропонимание пифагореизма………………………280

III.2.2. Второй (афинский) этап развития древнегреческой

натурфилософии. Возникновение атомистики.

Научное наследие Аристотеля……………………….283

III.2.3. Третий (эллинистский) этап в древнегреческой

натурфилософии. Развитие математики и механики…287

III.2.4. Древнеримский период античной натурфилософии.

Продолжение идей атомистики и геоцентрической

космологии………………………………………….289

III.3. Естественнонаучная и математическая мысль

эпохи средневековья…………………………………..290

III.4. Научные революции эпохи Нового времени и смена

типов миропонимания………………………………292

III.4.1. Научные революции в истории естествознания………….292

III.4.2. Первая научная революция. Смена космологической

картины мира…………………………………………..293

III.4.3. Вторая научная революция. Создание классической

механики и экспериментального естествознания.

Механистическая картина мира………………………296

III.4.4. Естествознание Нового времени и проблема

философского метода………………………………….303

III.4.5. Третья научная революция. Диалектизация

естествознания и очищение его от натурфилософских

представлений……………………………………….305

III.5. Диалектико-материалистическая картина мира

второй половины XIXв………………………………...318

III.5.1. Формирование диалектико-материалистической

картины мира…………………………………………..318

III.5.2. Эволюция понимания материи в истории философии

и естественознания. Материя как объективная

реальность……………………………………………..321

III.5.3. От метафизико-механистического – к диалектико-

материалистическому пониманию движения.

Движение как способ существования материи……..324

III.5.4. Понимание пространства и времени в истории

философии и естествознания. Пространство и время

как формы бытия движущейся материи……………..327

III.5.5. Принцип материального единства мира………………331

III.6. Четвертая научная революция первых десятилетий

ХХ века. Проникновение в глубь материи.

Квантово-релятивистские представления о мире…335

III.7. Естествознание ХХ века и диалектико-

материалистическая картина мира………………340

ГЛАВА IY. ПРИРОДА, ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА.

IY.1. Природа как естественная основа жизни и

развития общества………………………………………..345

IY.2. Современный экологический кризис…………………….354

IY.3. Общество и его структура. Социальная

стратификация. Гражданское общество и

государство……………………………………….359

IY.4. Человек в системе социальных связей.

Свобода и необходимость в общественной жизни………….367

IY.5. Специфика философского подхода к культуре.

Культура и природа. Функции культуры в обществе……….371

ГЛАВА Y. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

Y.1. Возникновение и развитие философии истории………………380

Y.2. Формационная концепция общественного развития

в философии истории марксизма…………………………………382

Y.3. Цивилизационный подход к истории человечества.

Традиционные и техногенные цивилизации…………………386 Y.4. Цивилизационные концепции «индустриализма»

и «постиндустриализма»………………………………………….393

Y.4.1. Концепция «стадий экономического роста»………………..393

Y.4.2. Концепция «индустриального общества»…………………..394

Y.4.3. Концепция «постиндустриального (технотронного)

общества»………………………………………………………396

Y.4.4. Концепция «третьей волны» в развитии

цивилизации……………………………………………………398

Y.4.5. Концепция «информационного общества»………………….400

Y.5. Философия истории марксизма и современные

«индустриальные» и «постиндустриальные»

концепции развития общества………………………………..403

ГЛАВА YI. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ,

НАУКЕ И СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ.

YI.1. Человек во Вселенной. Антропный космологический принцип……………………………………405

YI.2. Биологическое и социальное в человеке.

Человек как индивид и личность…………………………….410

YI.3. Сознание и самосознание человека…………………………..415

YI.4. Проблема бессознательного. Фрейдизм

и неофрейдизм…………………………………………………426

YI.5. Смысл человеческого бытия. Свобода и

ответственность………………………………………………..432

YI,6. Мораль, нравственные ценности, право,

справедливость…………………………………………………442

YI.7. Представления о совершенном человеке

в различных культурах………………………………………...451

ГЛАВА YII. ПОЗНАНИЕ И ПРАКТИКА

YII.1. Субъект и объект познания…………………………………...456

YII.2. Этапы процесса познания. Формы

чувственного и рационального познания……………………459

YII.3. Мышление и формальная логика.

Индуктивный и дедуктивный типы

умозаключения………………………………………………..468

YII.4. Практика, ее виды и роль в познании. Специфика

инженерной деятельности………………………………….…474

YII.5. Проблема истины. Характеристики истины.

Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины……………...482

ГЛАВА YIII. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

YIII.1. Понятия метода и методологии. Классификация

методов научного познания…………………………………..489

YIII.2. Принципы диалектического метода, их

применение в научном познании……………………………..492

YIII.2.1. Принцип всесторонности рассмотрения

изучаемых объектов. Комплексный подход

в познании……………………………………………………...492

YIII.2.2. Принцип рассмотрения во взаимосвязи.

Системное познание…………………………………………..493

YIII.2.3. Принцип детерминизма. Динамические

и статистические закономерности. Недопустимость

индетерминизма в науке………………………………………495

YIII.2.4. Принцип изучения в развитии. Исторический

и логический подходы в познании……………………………497

YIII.3. Общенаучные методы эмпирического познания…………...499

YIII.3.1. Научное наблюдение ………………………………………499

YIII.3.2. Эксперимент………………………………………………..503

YIII.3.3. Измерение…………………………………………………..507

YIII.4. Общенаучные методы теоретического познания…………..511

YIII.4.1. Абстрагирование. Восхождение от абстрактного

к конкретному………………………………………………….511

YIII.4.2. Идеализация. Мысленный эксперимент…………………..514

YIII.4.3. Формализация. Язык науки………………………………..520

YIII.5. Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом

и теоретическом уровнях познания…………………………..523

YIII.5.1. Анализ и синтез……………………………………………..523

YIII.5.2. Аналогия и моделирование………………………………...524

ГЛАВА IX. НАУКА, ТЕХНИКА, ТЕХНОЛОГИЯ.

IX.1. Что такое наука?………………………………………………..528

IX.2. Наука как особый вид деятельности…………………………..533

IX.3. Закономерности развития науки………………………………536

IX.4. Классификация наук……………………………………………539

IX.5. Техника и технология

как социальные явления……………………………………….542

IX.6 Взаимоотношение науки и техники……………………………552

IX.7. Научно-техническая революция, ее технологические

и социальный последствия……………………………………557

IX.8. Социальные и этические проблемы научно-

технического прогресса……………………………………….567

IX.9. Наука и религия………………………………………………...572

ГЛАВА Х. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

Х.1. Социально-экономические, военно-политические и

духовные характеристики мировой ситуации на

рубеже ХХ и XXI веков……………………………………….577

Х.2. Многообразие глобальных проблем, их общие

черты и иерархия………………………………………………582

Х.3. Пути преодоления глобальных кризисных ситуаций

и стратегия дальнейшего развития человечества……………584


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: