Глава I. Понятие и виды дискриминации в сфере трудовых отношений

1. Отношение родителей к выбору брачного партнера детей детей как один из факторов дестабилизации молодой семьи (на примере…)

2. Особенности этических стратегий студенческой молодежи в дружеских и деловых отношениях (на примере…)

3. Взаимосвязь гендерной идентификации с уровнем агрессии у мужчин и женщин (на примере…)

4. Особенности социально-психологической адаптации эмигрантов - лиц пожилого возраста (на примере…)

5. Индивидуально-психологические особенности студентов с разным стилем общения (на примере…)

6. Социально-психологические особенности студентов-психологов с разной степенью готовности к риску (на примере…)

7. Индивидуально-психологические особенности старшеклассников с разным уровнем застенчивости (на примере…)

8. Особенности самоотношения у лиц периода ранней взрослости с различным локусом контроля (на примере…)

9. Особенности функционирования механизмов психологической защиты в периоды депрессии (на примере…)

10. Динамика эмоционального состояния в процессе воздействия позитивной психотерапии (на примере…)

11. Взаимосвязь графологических характеристик с индивидно-личностными особенностями человека (на примере…)

12. Взаимосвязь личностных особенностей с готовностью к соревнованиям у спортсменов-сноубордистов (на примере…)

13. Особенности восприятия газетных заголовков людьми с различным уровнем агрессивности (на примере…)

14. Взаимосвязь агрессивности и тревожности медицинских работников (на примере…)

15. Особенности доверия к себе и другим людям у воспитанников школы – интерната (на примере…)

16. Отношение личности к времени и деньгам в различных организационных культурах (на примере…)

17. Особенности оценки руководителей работниками государственных и негосударственных образовательных учреждений (на примере…)

18. Образы привлекательных мужчин и мужчин-персонажей ТВ рекламы в представлении женщин (на примере…)

19. Взаимосвязь личностной ответственности и социально-психологических характеристик руководителей государственных и негосударственных организаций (на примере…)

20. Взаимосвязь интересов к материалам эротического содержания в СМИ с представлениями о сексуальных отношениях у подростков (на примере…)

21. Взаимосвязь личностных характеристик сотрудников с их оценками мотивационных факторов и удовлетвореностью трудом (на примере…)

22. Взаимосвязь доверия к рекламным персонажам с ценностными ориентациями личности (на примере…)

23. Взаимосвязь межличностных отношений в студенческой группе и свойств темперамента студентов на разных этапах обучения (на примере…)

24. Психологический анализ случаев систематически проявляющейся агрессии у младших школьников (на примере…)

25. Взаимосвязь оценок работниками стиля руководства и показателей организационной культуры (на примере…)

26. Взаимосвязь уровня субъективного контроля и потребности в общении у мужчин и женщин (на примере…)

27. Отношение молодежи к деньгам (на примере студентов колледжа) (на примере…)

28. Психологические особенности лиц, страдающих нарушениями пищевого поведения (на примере…)

29. Взаимосвязь самооценки личности и ее представлений о политическом лидере (на примере…)

30. Акцентуации личности работающих женщин пожилого возраста и их стратегии преодоления трудных жизненных ситуаций (на примере…)

31. Соотношение ценностного компонента реальной и идеальной организационной культуры как показатель организационного климата (на примере…)

32. Взаимосвязь личностных особенностей и мотивов деятельности сотрудников негосударственных организаций (на примере…)

33. Этические стратегии в дружеских и деловых отношениях у студентов разных курсов (на примере…)

34. Взаимосвязь стрессогенных факторов среды и стрессоустойчивости личности (на примере…)

35. Коррекция родительско-детских отношений в психологическом консультировании (на примере…)

36. Взаимосвязь оценок работниками организационной культуры и отношения к соблюдению нравственных норм (на примере…)

37. Взаимосвязь самоактуализации и представлений о себе у мужчин и женщин – программистов (на примере) (на примере…)

38. Личностные особенности и копинг-стратегии у педагогов, работающих с трудными подростками (на примере…)

39. Влияние агрессивности и социальной фрустрированности на стили поведения в конфликте у менеджеров (на примере…)

40. Взаимосвязь социального статуса с интеллектом и самооценкой младшего подростка (на примере…)

41. Особенности самоотношения выпускников детских домов (на примере…)

42. Сравнительный анализ взаимосвязей индивидуально-психологических характеристик и карьерных ориентаций студентов младших и старших курсов гуманитарных и технических специальностей (на примере…)

43. Взаимосвязь индивидно-личностных свойств и компонентов самоорганизации студентов-психологов (на примере…)

44. Психологическое изучение профессии нотариусов (на примере…)

45. Индивидуально-психологические факторы межличностной совместимости в локомотивных бригадах (на примере…)

46. Взаимосвязь карьерных ориентаций и индивидуально-психологических характеристик сотрудников торгово-промышленного предприятия (на примере…)

47. Влияние индивидуально-психологических характеристик на стиль общения студентов (на примере…)

48. Эмоциональное выгорание у операторов телефонной службы (на примере…)

49. Особенности ценностно-смысловой сферы студентов гуманитарных и технических специальностей (на примере…)

50. Взаимосвязь характерологических особенностей и мотивов деятельности управляющих магазинами и продавцов (на примере…)

51. Особенности гендерных различий в проявлений агрессивности подростков (на примере…)

52. Эмоциональный стресс у спортсменов-парашютистов (на примере…)

53. Взаимосвязь успешности обучения и индивидно-личностных особенностей бортпроводников (на примере…)

54. Взаимосвязь механизмов психологической защиты и черт характера (на примере представителей типа "человек-знаковая система" и человек-человек") (на примере…)

55. Взаимосвязь восприятия рекламных иллюстраций и ведущей сенсорной модальности личности (на примере…)

56. Влияние особенностей саморегуляции и акцентуаций характера на успешность деятельности риэлторов (на примере…)

57. Особенности восприятия музыки в зависимости от психологического типа личности (на примере…)

58. Эмпатия как ПВК психологов (на примере…)

59. Взаимосвязь доверия личности миру, себе, другим людям и отношения к рекламе (на примере рекламных сообщений с образами людей и без них) (на примере…)

60. Влияние темперамента и коммуникативных склонностей на удовлетворенность качеством труда у … (на примере…)

61. Взаимосвязь отношения к соблюдению нравственных норм и доверия к другим людям у руководителей государственных и негосударственных предприятий (на примере…)

62. Взаимосвязь тревожности и индивидуально-психологических особенностей у подростков (на примере…)

63. Взаимосвязь аддиктивного поведения с самоактуализацией и предпочитаемыми защитными механизмами (на примере…)

64. Представления студентов-психологов о ценностных ориентациях на разных этапах обучения (на примере…)

65. Личностные особенности и копинг-стратегии у юношей, находящихся в исправительных учреждениях (на примере…)

66. Особенности социально-психологических характеристик юношей и девушек школьного возраста (на примере…)

67. Взаимосвязь карьерных ориентаций и мотивационных характеристик с удовлетворенностью трудовой деятельностью у работающих студентов (на примере…)

68. Профессионально-личностные особенности врачей- терапевтов и врачей-терапевтов районной поликлиники (на примере…)

69. Анализ структурных компонентов характера и их связь с темпераментальными особенностями человека (на примере…)

70. Психолого-педагогические условия предупреждения конфликтов в условиях образовательного процесса ВУЗа (на примере…)

71. Взаимосвязь оценок работниками организационной культуры и их отношения к соблюдению нравственных норм (на примере…)

72. Я-концепция как фактор агрессивности у студентов технического вуза (на примере…)

73. Образ будущего организации в представлении ее сотрудников (на примере…)

74. Особенности социально-психологических и личностных характеристик у мужчин и женщин (на примере…)

75. Особенности проявления тревожности у детей-сирот подросткового возраста (на примере…)

76. Взаимосвязь личностных качеств с особенностями самоорганизации учебной деятельности студентов-психологов (на примере…)

77. Взаимосвязь ценностей культуры, экономико-психологических характеристик и стиля отношения к другим людям у предпринимателей (на примере…)

78. Стили семейного воспитания как фактор развития эгоцентризма у подростков (на примере…)

79. Особенности мотивационно-личностных характеристик сотрудников авиакомпании с различным должностным статусом (на примере…)

80. Взаимосвязь жизненного самоопределения с особенностями социального интеллекта и креативности у студентов-психологов (на примере…)

81. Негативные психосоматические симптомы и их коррекция методом эмоционально-образной терапии (на примере…)

82. Взаимосвязь личностного самоопределения с уверенностью в себе в юношеском возрасте (на примере…)

83. Взаимосвязь функциональной асимметрии головного мозга с индивидуально-типологическими свойствами личности (на примере…)

84. Взаимосвязь волевых черт с личностными особенностями человека (на примере…)

85. Взаимосвязь типа семейного воспитания и тревожности у детей дошкольного возраста (на примере…)

86. Взаимосвязь индивидуально-психологических факторов личности и успешности профессиональной деятельности монтажников радиоэлектронной аппаратуры (на примере…)

87. Социально-психологические характеристики мужчин и женщин двух возрастных групп с разным уровнем самооценки эффективности общения (на примере…)

88. Взаимосвязь личностных особенностей студентов психологов со сроком обучения профессии психолога (на примере…)

89. Каузальные атрибуции и эмоциональный интеллект как детерминанты удовлетворенности жизнью (на примере…)

90. Взаимосвязь представлений подростков о себе с представлениями о желаемом брачном партнере (на примере…)

91. Посттравматическое стрессовое расстройство как результат сотравматизации у родителей наркозависимых детей (на примере…)

92. Взаимосвязь графологических характеристик с индивидными свойствами человека (на примере…)

93. Взаимосвязь стилей руководства и поведения руководителей в конфликте с их отношением к подчиненным (на примере…)

94. Особенности ценностно-смысловой сферы представителей гуманитарных и технических профессий (на примере…)

95. Представление об отцовстве у молодых мужчин и женщин, не состоящих в браке (на примере…)

96. Взаимосвязь гендерной идентичности студентов с оценкой мужских образов в рекламе (на примере…)

97. Взаимосвязь черт личности с психологическим возрастом и мотивационной сферой личности (на примере…)

98. Взаимосвязь оценок работниками производственной обстановки и их мотивации к достижению успеха и избеганию неудач (на примере…)

99. Роль родительской семьи в отношении супругов в молодой семье (на примере…)

100.Взаимосвязь родительской позиции и восприятия супругами семейной ситуации (на примере…)

101.Влияние акцентуации характера подростков на поведение в конфликтной ситуации (на примере…)

102.Роль профессиональной мотивации в удовлетворенности трудовой деятельностью у менеджеров среднего звена (на примере…).

103.Негативные эмоциональные состояния у больных бронхиальной астмой в период обострения (на примере…)

104.Влияние интегративной психотерапии на негативные психоэмоциональные состоятия участников тренинга (на примере…)

105.Воздействие музыкально-поэтических произведений на формирование гендерной идентичности (на примере…)

106.Коммуникативные способности у студентов-психологов и психологов с опытом работы (на примере…)

107.Социально-психологические характеристики студентов с различным уровнем самооценки социального интеллекта (на примере…)

108.Взаимосвязь уровня личностной тревожности, депрессии и самоактуализации личности (на примере…)

109.Отношение отцов к дочерям в зависимости от их удовлетворенности браком и личностного детско-родительского опыта (на примере…)

110.Детско-родительские отношения и совладающее поведение у юношей, находящихся в исправительных учреждениях (на примере…)

111.Взаимосвязь агрессивности подростков, их склонности к риску и социометрического статуса (на примере…)

112.Игра как средство развития креативности у детей старшего дошкольного возраста (на примере…)

113.Гендерные особенности самооценки и тревожности старших дошкольников (на примере…)

114.Индивидуально- психологические особенности социально - дезадаптированных подростков (на примере…)

115.Агрессивность подростков, переживающих насилие в семье (на примере…)

116.Взаимосвязь тревожности и самооценки подростков с их положением в системе межличностных взаимоотношений в классе (на примере…)

117.Особенности самооценки детей младшего подросткового возраста, воспитанников детского дома семейного типа (на примере…)

118.Роль когнитивных и эмоциональных компонентов в адаптации к учебной деятельности младшего школьника (на примере…)

119.Особенности материнской позиции учащихся матерей и матерей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком (на примере…)

120.Критерии доверия к Интернет-сообществу у индивидов с разным опытом Интернет-общения (на примере…)

121.Особенности сотрудников социальной сферы с разным типом поведения в конфликте (на примере…)

122.Особенности стиля межличностного общения студентов гуманитарного и технического ВУЗов (на примере…)

123.Особенности гендерной идентичности подростков (на примере…)

124.Супружеские измены и их роль в дестабилизации семьи (на примере…)

125.Представление об отцовстве у мужчин и женщин, имеющих взрослых детей (на примере…)

126.Особенности ценностных ориентаций подростков из семей разного социально-экономического статуса (на примере…)

127.Взаимосвязь выраженности механизмов психологической защиты и индивидуально-психологических особенностей личности (на примере…)

128.Взаимосвязь видов доверия с ценностными ориентациями и отношением к близким людям у подростков (на примере…)

129.Социально-психологические особенности старшеклассников с разным социометрическим статусом (на примере…)

130.Взаимосвязь удовлетворенности трудом с успешностью в профессиональной деятельности менеджеров по работе с корпоративными клиентами (на примере…)

131.Взаимосвязь характерологических особенностей персонала производственного предприятия (на примере…)

132.Особенности эмоциональных состояний дошкольников, живущих в неполной семье (на примере…)

133.Эмоциональное состояние у женщин-водителей, совершивших дорожно-транспортное происшествие (на примере…)

134.Взаимосвязь отношения к деньгам и оценки своего материального благосостояния у работников бюджетной сферы и предпринимателей (на примере…)

135.Индивидуально-психологические факторы лидерства (на примере…)

136.Стратегии копинга и психологические особенности учащихся общеобразовательной и спортивной школ (на примере…)

137.Эвристическая компетентность студентов-психологов (на примере…)

138.Возможности коррекции негативных психосоматических проявлений методом эмоционально-образной терапии (на примере…)

139.Динамика профессионально-важных качеств работников локомотивных бригад Московской железной дороги (на примере…)

140.Особенности психических состояний женщин, отбывающих наказание в ИТУ (на примере…)

141.Динамика ценностно-мотивационной сферы личности и уровня самоактуализации студентов в процессе обучения (на примере…)

142.Взаимосвязь тревожности и коммуникативных способностей у подростков (на примере…)

143.Взаимосвязь индивидуально-психологических характеристик персонала с удовлетворенностью качеством трудовой деятельности (на примере…)

144.Динамика ценностно-мотивационной сферы студентов- психологов младших курсов (на примере…)

145.Профессионально-важные качества менеджеров и торговых представителей (на примере…)

146.Субъективная удовлетворенность браком в молодых семьях (на примере…)

147.Восприятие манипулятивной рекламы молодежью разного возраста (на примере…)

148.Динамика образа общественно-политического лидера в избирательной кампании (на примере…)

149.Взаимосвязь мотивации и направленности личности с профессиональной успешностью страховых агентов (на примере…)

150.Психологическая устойчивость личности современных менеджеров среднего и высшего звена (на примере…)

151.Взаимосвязь оценок корпоративной культуры и карьерных ориентаций у сотрудников центрального офиса и филиалов организации (на примере…)

152.Развитие интеллектуальных способностей подростков в процессе применения развивающих игр (на примере…)

153.Профессиональный стресс у менеджеров в ресторанном бизнесе (на примере…)

154.Социально-психологические и личностные особенности мужчин и женщин - сотрудников развлекательного центра (на примере…).

155.Индивидуально-личностные особенности и копинг-стратегии у работающих пенсионеров (на примере…)

156.Взаимосвязь когнитивно-поведенчиских стратегий и черт характера личности (на примере…)

157.Ценностные ориентации военнослужащих младшего офицерского состава и офицеров запаса (на примере…)

158.Взаимосвязь социометрического статуса подростков с их социальным интеллектом и способностью к антицепации (на примере…)

159.Особенности тактильного контакта матери с ребенком в период беременности и раннем детстве (на примере…)

160.Особенности эмоционалино -личностной сферы больных с мочекаменной болезнью с разной длительностью заболевания (на примере…)

161.Особенности мотивации и ценностных ориентаций работников (на примере сравнения двух компаний)

162.Личностные особенности младших подростков, воспитывающихся в неполных семьях (на примере…)

163.Формирование коммуникативного компонента психологической готовности к школьному обучению (на примере…)

164.Взаимосвязь уровня невербальной креативности и типа темперамента личности у студентов (на примере…)

165.Взаимосвязь экономического сознания и отношения к другим людям у предпринимателей-мужчин и предпринимателей-женщин (на примере…)

166.Взаимосвязь субъективного качества жизни и самореализации личности в разные периоды жизни (на примере…)

167.Роль совместимости супругов в стабилизации и дестабилизации семьи (на примере…)

168.Структура социальных представлений о справедливости в группах с различными социально-психологическими характеристиками (на примере…)

169.Социометрический статус и тревожность детей младшего школьного возраста (на примере…)

170.Половые различи общительности у студентов-психологов (на примере…)

171.Взаимосвязь со-зависимости и восприятия семейного воспитания у студентов (на примере…)

172.Взаимосвязь совладающего поведения с личностными особенностями у подростков с заболеваниями опорно-двигательного аппарата (на примере…)

173.Особенности развития внимания у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста (на примере…)

174.Взаимосвязь личностных факторов и профессиональной мотивации работников коммерческих и некоммерческий организаций (на примере…)

175.Взаимосвязь стрессоустойчивости с копинг-стратегиями в зрелом возрасте (на примере…)

176.Особенности самосознания подростков в семьях с различными стилями воспитания (на примере…)

177.Взаимосвязь стадий морального развития и ценностных ориентаций подростков с их психологическим отношением к рекламе (на примере…)

178.Тренинг как организационная форма развития коммуникативных умений педагога-психолога (на примере…)

179.Взаимосвязь акцентуаций характера и особенностей взаимоотношений в семье у подростков в разным уровнем тревожности (на примере…)

180.Динамика аутентичности студентов психологов в процессе телесно-ориентированной работы (на примере…)

181.Тревожность, депрессивность подростков и их копинг-поведение в стрессогенных ситуациях (на примере…)

182.Социально-психологические характеристики студентов с разным уровнем социального интеллекта

183.Применение арт-терапии в преодолении школьной тревожности у подростков с разными типами личности (на примере…)

184.Особенности ценностных ориетаций креативной личности (на примере…)

185.Влияние индивидуально-психологических характеристик военнослужащих срочной службы на адаптацию в коллективе (на примере…)

186.Личностные особенности больных с различными формами туберкулеза (на примере…)

187.Социально-психологическая адаптация в школе учащихся с разным уровнем развития произвольности (на примере…)

188.Взаимосвязь профессионально ответственного поведения с представлениями о профессиональной ответственности и мотивацией у младшего персонала торговой организации (на примере…)

189.Взаимосвязь индивидуально - психологических особенностей и трудовой мотивации продавцов VIP- класса (на примере…)

190.Взаимосвязь личностных особенностей и социально-перцептивных характеристик личности (на примере…)

191.Влияние личностных характеристик и мотивации к работе на успешность профессиональной деятельности (на примере…).

192.Взаимосвязь между типами эмоционального реагирования и методами воздействия в телевизионной рекламе (на примере…)

193.Взаимосвязь лояльности персонала с личностными особенностями и характеристиками социального поведения человека (на примере…)

194.Особенности конкурентоспособности личности в зависимости от социально-демографических факторов (на примере…)

195.Взаимосвязь личностных особенностей и представлений о профессионально- важных качествах у менеджеров (на примере…).

196.Особенности оценок работниками профессионально значимых качеств руководителей среднего и низшего звена (на примере…)

197.Отношение личности к распределению времени в государственных и негосударственных организациях (на примере…)

198.Особенности личности спортсмена-самбиста на разных уровнях его спортивной карьеры (на примере…)

199.Взаимосвязь качества трудовой деятельности персонала с темпераментальными характеристиками и личностными диспозициями (на примере…)

Глава I. Понятие и виды дискриминации в сфере трудовых отношений.

Дискриминация в области труда и занятий означает иное и менее благоприятное обращение с людьми из-за присущих им характеристик, не имеющих отношение к их заслугам или требованиям к данной работе (раса, цвет кожи, религия, пол и прочие)[1].

Не может считаться дискриминацией различия в обращении и вознаграждении, если они основаны на различии в производительности труда. Некоторые работники и определенные виды занятий отличаются большей, по сравнению с остальными, производительностью. Это объясняется уровнем умений, квалификацией и способностями: чем он выше, тем выше трудовая отдача и трудовые достижения работников. Различное отношение, основанное на степени личных заслуг того или иного человека и достижений, таких как талант, знания, умения, не являются дискриминацией. Различные обращения, направленные на удовлетворение особых потребностей отдельных лиц, при условии, что им обеспечиваются равные возможности, не является дискриминационным. Например, не может считаться дискриминацией обеспечение работника с ограниченной трудоспособностью соответствующими возможностями для трудовой деятельности или запрещение использовать труд беременных женщин на производстве с вредными условиями.

Современная экономика труда выделяла следующие виды трудовой дискриминации[2]:

1. Дискриминация в заработной плате одних работников или групп работников по сравнению с другими. В экономике любой страны сотрудники, обладающие равной квалификацией и стажем, нередко получают разную зарплату за выполнение одной и той же работы в одной и той же отрасли или даже организации. Существует традиционные, то есть во многих странах наиболее дискриминируемые по уровню зарплаты группы работников: женщины по сравнению с мужчинами, негры по сравнению с белыми и местные жители по сравнению с приезжими.

2. Дискриминация при найме на работу, увольнении с работы. Подобной дискриминации, помимо вышеназванных групп, обычно подвержены люди, освобожденные из мест лишения свободы заключенные, инвалиды, неквалифицированная молодежь. Их последними принимают на работу и первыми увольняют. Неравные возможности при трудоустройстве могут возникнуть в связи с возрастом работника, расовой и этнической принадлежности.

3. Дискриминация при продвижении по службе тех, кто уже работает в организации. Таким сложнее сделать карьеру, их неохотно продвигают по служебной лестнице, назначают на ответственные должности. Подобной дискриминации чаще подвергаются женщины, иммигранты, национальные меньшинства.

4. Профессиональная сегрегация, проявляется в устойчивом разделении профессий и должностей между разными группами работников. Так, существуют традиционные мужские и женские профессии. Профессиональная сегрегация наблюдается при разделении профессий между местными и приезжими работниками.

5. Дискриминация в образовании и профессиональной подготовке. В современном мире не часто встречается формальное ограничение доступа человека к образованию по причине иностранного гражданства, незнания государственного языка и прочее. Однако человеку, родившемуся в бедной семье, может просто не хватить денег для продолжения обучения. Иммигрантам вообще приходится нелегко: и заработки у них ниже, и инвестировать в образование им сложнее. Статистические данные показывают, что во многих странах уровень образования у женщин ниже, чем у мужчин.

Перечисленные виды трудовой дискриминации тесно связаны между собой, усиливая друг друга, к примеру, дискриминация в образовании способствует профессиональной сегрегации, которая в свою очередь, закрепляет и углубляет неравный доступ к образованию[3]. Дискриминация определенной группы людей снижает уровень ее доходов и возможности инвестиций в человеческий капитал, что затрудняет доступ представителей этой группы к высокооплачиваемым профессиям и укрепляет профессиональную сегрегацию.

К числу других форм дискриминации, вызывающих озабоченность МОТ, относится возраст, ограниченная трудоспособность (инвалидность), заболевание ВИЧ/ СПИДом и сексуальная ориентация[4]. Широкое распространение и устойчивый характер носит дискриминация по признаку членства в профсоюзе. Искоренение дискриминации – это ключевая задача, сформулированная в Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда.

За рубежом учеными создано немало теорий, объясняющих, почему дискриминация на рынке труда существует и носит столь массовый и устойчивый характер.

Многие теории трудовой дискриминации видят в качестве ее основного источника предубеждение со стороны нанимателей, собственно работников, а также потребителей (клиентов). Причины у подобных предубеждений могут быть самой разной направленности, неприязнь к представителям определенной расы, национальности и так далее. Так, предубеждения нанимателя могут распространяться на женщин (или мужчин), иммигрантов, пожилых (слишком молодых) работников, недостаточно или излишне образованных людей.

Л. А. Шатрова– кандидат социологических наук провела социологическое исследование. При опросе работодателей, выяснилось, что по их мнению, женщины менее ориентированы на профессиональную деятельность, более - на семью и детей, поэтому неспособны к высокопрофессиональной деятельности[5]. Таким образом, существуют субъективные моменты, связанные со стереотипами в сознании общества.

Потребители (клиенты) могут проявлять предубеждения против той или иной группы работников по различным причинам от недоверия к их способности качественно выполнять свои обязанности до религиозной нетерпимости. Здесь дискриминация чаще возникает в сфере обслуживания. Работодатель вынужден учитывать эти предубеждения, так как игнорирование мнения клиента может быть чревато.

Дискриминация со стороны сотрудников фирмы возникает тогда, когда они избегают в процессе труда вступать в отношения с представителями нежелательной для них группы работников, например, из-за национальной неприязни.

При статистической дискриминации работодатель принимает решение о найме или служебном продвижении, судит о работнике на основе не его индивидуальных качеств, а средних обобщенных данных о возможной производительности той или иной группы, к которой этот работник принадлежит. Естественно в условиях неполной информации наниматель опирается на ряд косвенных признаков: образование, опыт, возраст, пол, рекомендации с прошлого места работы, результаты тестирования и так далее. Он может не принять на работу женщину, зная, что она находится в том возрасте (22-28 лет), когда возможность рождения ребенка и ухода в декретный отпуск максимальна[6]. При этом он может лишиться ценного работника.

С разнообразными проявлениями дискриминации на рынке труда в большинстве стран ведется последовательная борьба, но она осложняется устойчивым характером общественных традиций, нравов, предубеждений. А предубеждения, как мы видим, является очень существенной, и, думается, основной причиной для отказа потенциальному работнику.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: