Введение. всего 2-3 тысячелетия, мы не можем полностью от­нести к первобытному времени


Введение


всего 2-3 тысячелетия, мы не можем полностью от­нести к первобытному времени. Это период рожде­ния государства, классов, цивилизации.

Само по себе использование меди и бронзы не вне­сло существенных изменений в способы добывания пищи и средств существования. Из этих мягких и до­рогих металлов почти не изготовлялись орудия труда. Бронзовых мотыг не было. Медными и бронзовыми были оружие и украшения. Медь было сложно добы­вать и она слишком высоко ценилась, чтобы исполь­зовать ее для обиходных вещей.

Но когда человечество овладело основами металлур­гии, лишь один шаг оставался до появления железных орудий, «железной революции». До этой революции про­изводительность труда оставалась настолько низкой, что человек не мог производить прибавочного продук­та: всю добываемую пишу он сам же и лотреблял. Ко­нечно, не каждый человек в отдельности, а род, родо­вая община. Излишков не оставалось. При этом усло­вии не могло быть классов и эксплуатации: нельзя экс­плуатировать человека, который съедает все, что про­изводит. С появлением железных орудий производитель­ность труда увеличилась, теперь человек мог произ­водить больше пищи, чем потреблял, т.е. появился при­бавочный продукт. Например, когда каменную мотыгу сменил железный плуг, земледелец мог обработать и засеять больше земли и получить больше зерна.

За счет этого прибавочного продукта теперь мог­ли существовать люди, которые сами пищи не добы­вали. Их руки и головы были освобождены для дру­гих занятий: они могли изготовлять ремесленные из­делия, заниматься наукой, искусством. С появлени­ем этого нового слоя людей прогресс человечества резко ускорился. Однако для того, чтобы эта новая группа людей могла существовать, необходимо было отобрать прибавочный продукт у тех, кто его произ­водил. А это было возможно лишь при разделении об­щества на классы и рождении государства.

Почему целые тысячелетия в экономической исто­рии цивилизованное человечество обходилось без же­леза? Почему община оказалась достаточно устойчи­вой формой социально-экономической системы и со­хранилась и после ликвидации первобытно-общинно­го строя в рамках азиатского способа производства (в меньшей степени при античном рабовладении) и даже в европейском феодализме? Кроме того, модель сосед-



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: