мышленных компаний практически по псех офлслях промышленности.
В состав группы «Париба» входит «Банк де Пари де Пси Ба», крупнейшая промышленная корпорация Франции «Компани франсезде петроль», электротехническая «Точсон-Врлши» и др. Капиталы группы вложены в нефтехимию, электронику, металлургию, машиностроение, издательскоеделоит.д. В сущности, для определения сферы интересов группы надо перечислить все отрасли французской промышленности.
Название группы «Сюэз» возникло от Суэцкою канала. После национализации канала египетским правительством в 50-х гг. «Компания Суэцкого канала» полученную из Египта компенсация инвестировала в разные отрасли французской экономики. В состав группы вошли несколько банков во главе с банком «де'Ендошин э де Сюэз», концерны «Сен-Гобэн», «Рон-Пулек» и др. В состав группы входит целый комплекс отраслей промышленноеги, но и корпорации группы имеют многоотраслевую структуру. Так. и составе «Сен-Гобен» действуют предприятия разных отраслей, отдельные от металлургии и производства стройматериалов до парфюмерии.
Во Франции развитие финансового капитала зашло глубже, чем в других странах. Банки и финансовые группы все теснее связываются между собой, переплетаясь в одно целое. Каждый крупный банк скупает акции не только промышленных фирм, но и других банков.
Отдельные банки и финансовые группы сливаются, так что границы между ними становятся все более расплывчатыми. Новые промышленные фирмы теперь учреждаются уже не одной, а несколькими финансовыми группами; старые фирмы действуют под контролем сразу нескольких переплетенных финансовых групп и банков. Как правило, портфель крупного банка, т.е принадлежащие ему акции, теперь становится намного больше собственного капитала банка. Банки переросли в портфельные компании.
§4. Национализации и государственное регулирование хозяйства
В первом правительстве, которое приняло в свои руки руководство страной после второй мировой войны, пять министерских портфелей принадлежало коммунистам, причем именно под их руководством оказались министерства, ведавшие экономикой. Поэтому и национализация была проведена по программе коммунистов. В руки государства перешли 5 крупнеишич банков (60% банковского капитала страны), угольная и i.iioh.im промышленность, электростанции, военная промышленное п.,
Формирование современного хозяйства капиталистических стран в 1914—1990 гг.
фннспорт, авиационная, член, лвтмоиил ыюи промышленности. В руках i осчларс i Hd оказалось 20% производственных мощностей
Национали samni no Франции отличалась от английскои. С самого начала здесь наряду с предпрпя гиями «старых» отраслей национализировались и предприятия «новых». Компенсацию получили не все: предприятия коллаборшюнисгов переходили в собственность государства без компенсации. Так, без возмещения были национализированы автомобильные заводы «Рено». Но главное — национализацией крупнейших банков, входивших в состав «первой десятки» мира, были значительно подорваны позиции финансового капитала, который именно во Франции играл особенно значительную роль.
В 1982 г. был проведен второй этап национализации. Теперь в государственную собственность переходили еще 36 банков крупнейшие банки из оставшихся вне государственного семо ра. Кредитная система практически оказалась полностью в руках государства. Были национализированы крупнейшие финансовые группы «Париба» и «Сюэз», 5 крупнейших промышленных корпораций. Теперь государственный сектор давал уже 23% промыт ленной продукции, на него приходилась половина всех капиталовложений встране. Но почему только 23% промышленной продукции после национализации главных финансовых групп и корпораций? Потому что во Франции значительную часть продукции выпускают мелкие фирмы и предприятия. Государственные предприятия теперь стали выпускать 85% авиационной продукции, 80% черных и 62% цветных металлов. 48% продукции химической промышленности, 44% jjicktpohhkh и электротехники. Следует оговорит ься, что приблизительно половина предприятий государственного сектора — смешанные общества с участием государственного и частного капитала. Государство в таких обществах является лишь наиболее крупным акционером. Через государственный бюджет во Франции проходиi около 40% национального дохода.
Естественно, что при зтом государственное планирование получило особенное развитие. Главный орган шинирования во Франции, «Генеральный комиссариат планирования», был создан по инициативе коммунистов в 1946 г. С тех пор планирование не прекращалось, в 1980 г. был принят уже 8-й план экономического развития на 1981-1985 гг.
Именно Францию приводят обычно в качестве наиболее показательного примера индикативного планирования. Государственные органы непосредственно руководят только предприятиями государственного сектора, заключая с ними «дол-