1. Раздел философии, который занимается изучением проблемы познания:
а) онтология;
б) гносеология;
в) феноменология;
г) логика.
2. Философское учение, которое отрицает возможность познания сущности вещей и закономерностей развития действительности:
а) догматизм; б) позитивизм; в) агностицизм.
3. Субъект познания:
а) человек, который получает знания, производит теории и концепции;
б) фрагмент какой-либо реальности, на который направлена познавательная деятельность.
4. Найдите третьего лишнего:
а) чувства, понятия, суждения;
б) понятия, суждения, умозаключения;
в) чувства, представления, восприятия.
Уровень
1. Найдите ошибочное высказывание:
а) чувства не имеют границ;
б) чувства относительны, часто изменчивы;
в) не дают критерия разграничения существенного и несущественного.
2. Конвенциальная концепция истины заключается в том, что признает истинным то, что:
а) полезно, эффективно, то, что практически оправдано;
б) обеспечивает оптимальность взаимоотношений с окружающим миром;
|
|
в) большинство людей согласились признать таковым.
3. К критериям истинности научных знаний относятся:
а) подтверждение фактами;
б) логическая и концептуальная непротиворечивость;
в) невозможность подтверждения экспериментом.
Какую концепцию истины иллюстрирует данный пример: «выражение «снег белый» истинно только тогда, если снег действительно белый»?
а) семантическая концепция истины;
б) прагматическая концепция истины.
5. Назовите представителей сенсуализма:
а) Декарт; б) Гоббс; в) Локк; г) Беркли.
6. Форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях:
а) умозаключения; б) понятия; в) суждения.
7. Найдите суждение:
а) Париж стоит на Сене;
б) материя;
в) элементарные частицы;
г) все люди смертны. Сократ- человек, следовательно, Сократ смертен.
Уровень.
1. Познание – прежде всего процесс духовного освоения мира, направленный на поиск истины. Как вы думаете, что заставляет человека познавать?
2. Согласны ли вы с утверждением Августина: «Мы познаем мир в той мере, в какой любим»? Обоснуйте свои рассуждения.
Список литературы
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – М., 1997. – 568 с.
2. Данильян О.Г., Тараненко В.М. Основи філософії: Навч. посібник. – Харків, 2003. – 352 с.
3. Алексеев И. С. Деятельностная концепция познания и реальности. Избранные труды по методологии и истории физики. – М., 1995. – 528 с
4. Ахундов М.Д. Эволюция и смена научных картин мира // Философия, естествознание, социальное развитие. – М., 1989. – 245 с.
5. Белов В. Ценностное измерение науки. – М., 2001. – 282 с.
|
|
6. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание: Пер. с англ. – М.: ИЛ, 1961. – 151 с.
7. Бородай Ю.М. Воображение и теория познания. - М., 1966. - С. 46.
8. Брунер Дж. Психология познания: За пределами непосредственной информации: Пер. с англ. – М., 1977. – 412 с.
9. Быстрицкий Е.К.. Научное познание и проблема понимания. – К., 1985. –136 с.
10. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. – М. 2000. – 456 с.
11. Куайн У. Вещи и их место в теориях // Аналитическая философия: становление и развитие. – М., 1998. – С. 322-342.
12. Кун Т. Структура научных революций: Пер. с англ. – М., 1977. – 300 с.
13. Полани М. Личностное знание. – М., 1985. – 344с.
14. Поппер К. Логика и рост научного знания: Избранные работы. – М., 1983. – 606 с.
15. Рассел Б. Человеческое познание. – К., 1997. – 560с.
16. Степин В.С., Кузнецова А.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. – М., 1994. – 274 с.
17. Уайтхед А. Наука и современный мир // Избранные работы по философии. - М., 1990. – С. 56-271.
18. Флек Л. Возникновение и развитие научного факта: введение в теорию стиля мышления и мыслительного коллектива. – М., 1998. – 208 с.
19. Холтон Дж Тематический анализ науки. – М., 1981. – 383 с.
20. Хэнзел Ч. Парапсихология: Пер. с англ. – М., 1970. – 320 с.