Проблемы будущего и его предвидение принадлежит к тем "вечным" темам, интерес к которым закономерно возрастает по мере общественного прогресса.
Еще в старину люди старались поднять занавес над будущим, предсказать собственную судьбу и дальнейший ход событий в своей жизни; стремились заранее подготовиться к встрече с будущим, более того, повлиять на него.
В настоящее время проблема прогнозирования явлений и событий, предвидение социальных последствий принятых решений приобретает характер новой глобальной проблемы: общество и катастрофа, общество и его дестабилизация, что непосредственно задевает основы существования современного общества. И центральный узел этой новой глобальной проблемы «общество – катастрофа» в диалектике непредусмотренного и непредвиденного.
Отмечая важную роль прогнозирования, необходимо раскрыть его предпосылки. Из-за сложности, многогранности этой проблемы остановимся только на некоторых, наиболее важных ее аспектах.
Онтологический аспект. Прогнозирование возможно, прежде всего, благодаря действию причинно-следственных связей объективных законов. Все это предопределяет достоверность того, что механизм, который определяет движение объекта, не изменится радикально и можно осуществлять прогнозирование в границах одной системы измерения. А существование определенных общих законов развития обеспечивает прогнозирование и на более продолжительное время.
Гносеологический аспект. С точки зрения гносеологии, процесс, который рассматривается, является отдельным видом познавательной деятельности, и возможность прогнозирования вытекает из принципа познания мира. Более детальное изучение законов объективного мира, использование ЭВМ для создания многопараметрических моделей исследуемых объектов открывает еще большие перспективы для научного социального прогнозирования.
Логический аспект состоит в независимости законов логического вывода от времени.
Нейрофизиологический аспект. Возможность получения знаний о будущем основывается на способности живых высокоорганизованных организмов к опережающему отражению. По мнению П.К. Анохина, оно осуществляется в мозгу, где находится аппарат, предусматривающий результат действия. Как констатирует современная наука, эту способность имеют и высшие виды животных, тем не менее только в деятельности человека оно приобрело качественно новые, высокоразвитые формы как в практическом усвоении, так и в теоретическом осмыслении окружающего мира. В человеческом сознании опережающее отражение приобрело форму способности строить заключения о будущих событиях.
Социальный аспект констатирует активный характер прогнозирования, основанный на механизме обратной связи между прогнозом и предиктором (субъектом прогнозирования). Человечеству не безразлично, в каком направлении будет происходить развитие, поэтому прогнозирование может указывать пути достижения оптимального будущего варианта. Как уже отмечалось, предвидение будущего - это результат познавательной деятельности человека. Иначе говоря, предвидение представляет собой черту умственной деятельности, которая сознательно исследует в форме идеальной модели предметы,явления или условия их существования, которых нет, или они почему-то недосягаемы для исследований и проверки.
Основой научного предвидения является познание объективных внутренних связей предметов и явлений, законов, которые раскрывают эту внутреннюю, важную и постоянную связь явлений и конкретных условий их существования. Все это дает возможность в процессе познания переходить от известного к неизвестному, от минувшего и современного к будущему. Если закон развития какого-либо явления (процесса) известен, то, изучая данное явление (процесс), мы можем не только констатировать его настоящее состояние, а и сделать вывод о направлении и характере возможных изменений.
Будущее можно понять только в результате анализа минувшего и современного, поскольку оно появляется на основе их диалектического изменения.
Прогнозирование является отдельным видом предвидения. Однако социальное прогнозирование, распространяясь на отдельную сферу общественного развития, имеет относительную самостоятельность и автономность относительно других видов, типов и методов научного предвидения.
Особое значение социального прогнозирования состоит в том, что предполагаются те изменения общественной жизни, которые раскрывают взаимосвязь исторической закономерности и предметной деятельности людей. Если научное предвидение вообще носит условный характер, а его достоверность подтверждается реализацией прогнозируемых результатов на основе общественно-исторической практики, то социальное прогнозирование уже в самом себе содержит оценку истинности и достоверности вариантов, которые выдвигаются.
Научное предвидение в сфере социальной жизни подчиненно пространственно-временным условиям, поэтому необходимо определять степень вероятности и возможности проверки результатов предвидения, так как в процессе научного предвидения из-за сложности самого механизма возможны ошибки, связанные с изменением ситуации.
Социальное прогнозирование направлено, прежде всего, на выявление этих изменений. Оно учитывает соотношение качественных и количественных характеристик в социальном явлении, которые дают возможность установить определенную направленность развития самого явления, с достаточной точностью определить характер социальных событий, форму и направление их движения. Точность, достоверность и вероятность прогнозирования зависят от того, о каком будущем идет речь – непосредственном, обозримом или безусловно отдаленном.
Будущее человечества – это не аморфное и неопределенное грядущее, без каких-либо временных рамок и пространственных границ, в которых может состояться все, на что способна фантазия. Научное предвидение и социальное прогнозирование должны дать ответ не только на вопрос о том, что может реально осуществиться в будущем, а также и ответить на вопрос, когда этого следует ожидать, какие формы будущее получит и какова вероятность данного прогноза.
Вот почему определенная периодизация будущего важна как для научного предвидения перспектив человечества, так и для научного исследования прошлого. Выделяя относительно перспектив человечества этапы его поступательного развития, целесообразно говорить о непосредственном, обозримом и отдаленном будущем. Такая периодизация небезосновательна, она продиктована характером наших знаний о будущем, что, в свою очередь, определяется объективными обстоятельствами. Знание о будущем по мере отдаления от настоящего становятся все менее конкретными и точными, все более общими и приблизительными, как и знание о далеком прошлом человечества. Эта возрастающая неопределенность предвидения будущего связана с природой социального развития, с многовариантностью и альтернативностью реального исторического процесса, с непредсказуемостью конкретного хода и результата отдельных событий в общественной жизни.
Сегодня, когда разрушаются старые мифы и легенды, все с большей тревогой стоит вопрос, что ждет нас там, за горизонтом? И снова повторяется старая история: люди не получают ответа ни от официальных лиц, ни от средств массовой информации.
Теоретической разработкой и обоснованием различных вариантов развития общества и человека в будущем занимается в западном мире футурология (от лат. futurum – будущее и гр. logos- язык, учение). Термин этот впервые начал употреблять (в 1943 г.) О. Флейхтхайм, профессор политологии в институте им. Отто Зура при Свободном университете Западного Берлина. Он писал, что слово футурология ввел с целью отмежевания от одиозных идеологических доктрин минувшего и, прежде всего, от “марксистского утопического мышления”. Никогда еще в истории общественной мысли идеологи капитализма так старательно не занимались проблемами будущего, поиском путей общественного развития, как в современных условиях.
Футурология, или, как ее еще называют, «наука о будущем» - разработка разного рода альтернативных проектов развития, прогнозов стали модными в странах Запада, в особенности в конце 60-х – начале 70-х гг. “Футурологичес-кий бум”, или «бум прогнозов», характеризовался появлением сотен государственных специализированных научно-исследовательских центров, институтов и частных учреждений по разработке социально-экономических, научно-технических и военно-политических прогнозов.
Особое место среди футурологических организаций занимает Римский клуб – международная неправительственная организация, созданная в апреле 1968 г. на встрече 30 западноевропейских ученых, бизнесменов, общественных деятелей в итальянской столице, которые собрались с целью неформального обсуждения перспектив развития человечества. Сегодня ее членами есть свыше 100 авторитетных деятелей науки и культуры из 47 стран мира. Члены клуба придерживаются разных мировоззренческих концепций, но их объединяет забота о будущем человечества, заинтересованность в решении глобальных проблем на основе сотрудничества всех стран.
По определению первого президента А. Печчеи, Римский клуб – это «невидимый колледж», цель которого «оказывать содействие, чтобы люди по возможности яснее и глубже сознавали трудность человечества». Другая цель состояла в использовании всех доступных знаний для того, чтобы стимулировать установление новых отношений, политических курсов и институтов, которые бы помогали исправлению современной ситуации. За годы своего существования члены Римского клуба выполнили свыше 15 фундаментальных исследований перспектив развития современной цивилизации.
Социальное прогнозирование охватывает все стороны человеческой деятельности: науку и технику, производительные силы, производственные отношения, демографические процессы, охрану здоровья, народное образование, жилищное строительство, литературу и искусство, международные отношения, освоение земных недр, океана, космического пространства и т.п.
Есть принципиальная разность между прогностикой и футурологией, которую немало западных ученых стараются представить как отдельную науку о будущем. Поскольку предвидение и прогнозирование есть одной из важнейших функций науки вообще, искусственное выделение их в отдельную область едва ли целесообразно. Другое дело, если речь идет о разработке специфических методов и приемов прогнозирования, что есть предметом прогностики. Кстати, такой взгляд высказывают не только отечественные ученые, но и такой международный орган, как Институт социального развития при ООН. Его специалисты признают прогностику как «способ рассмотрения социальной реальности с использованием всех доступных инструментов, а не как науку, которая имеет специфичный предмет».
Предвидение имеет комплексный характер, в его основе лежит такой принцип диалектики, как всесторонний охват предметов. Оно связано с мышлением “опережения” развития самого предмета и условий его существования. Предусмотреть – означает ответить, каким образом и почему будет развиваться данный предмет, какие особенности и условия этого процесса развития и каков возможный результат. Научное предвидение дает принципиально новое знание об объекте, которое достигается в результате всестороннего исследования и отображает новые аспекты грядущего явления или предмета. Поэтому это знание выступает новым во всей системе знаний.
В процессе познания человек углубляет свои знания, раскрывает будущее, грядущее, проверяя их на практике. Общественно-историческая практика является не только источником познания, но и единым критерием истинности его результатов. Новые выводы, полученные в процессе познания, признаются возможными лишь тогда, когда конкретные действия людей, построенные на этих выводах, дают предусмотренные результаты. Совпадение предусмотренного результата, сформулированного на основе новых знаний, с практическим результатом, достигнутым с учетом этих же новых знаний, есть основанием для убеждения в верности отражения людьми свойств и определенных законов объектов.
Итак, только в процессе практической деятельности происходит проверка достоверности предусмотренного, отмежевание от выдуманного, надуманного, иллюзорного пророчества. Практика дает возможность гипотезе перейти в научную теорию, а возможный предусмотренный факт делает фактом действительности. Вышеупомянутые методологические положения о роли общественно-исторической практики в процессе познания дают возможность правильно понять специфичность соотношения субъекта и объекта в научном предвидении, а также категорий эмпирического и теоретического, конкретной и абстрактной, исторического и логического, возможности и действительности, случайности и необходимости и т.д.
Следствием прогнозирования перспектив развития общественных явлений и процессов являются поисковые, нормативные и прочие прогнозы.
Поисковый прогноз – это прогноз, который, исходя из тенденций развития и современного состояния объекта прогнозирования, определяет будущее состояние этого объекта на заданный промежуток времени, при заданных начальных условиях. Такой прогноз отвечает на вопрос, в каком направлении происходит развитие, какое наиболее вероятное состояние объекта прогнозирования в определенный период будущего. Характерным типом такого вида прогнозов могут быть прогнозы численности народонаселения планеты, развития коммуникаций, выполненные под эгидой ООН.
Нормативный прогноз – это достижения, прежде всего, заданных задач и целей сообщества. Целью такого прогноза является выявление оптимальных путей решения поставленных проблем, определение возможных организационно- технических мероприятий, ориентировочной стоимости программ и т.п.
Нормативное прогнозирование возможно только при прогнозировании социально-экономических процессов, поскольку процессы, которые изучают естественные науки, не поддаются социальному управлению. В отличие от поискового прогноза, нормативный прогноз строится в обратном направлении, т.е. от заведомо заданного состояния объекта прогнозирования к изучению современных тенденций и их возможных изменений, которые обеспечивают достижение этого состояния.
Нормативное прогнозирование есть, таким образом, предшествующим этапом и необходимой предпосылкой научно-обоснованного планирования, прогнозирования и проектирования.